Утопией назвал мечты общества о стабильном мире Александр Асмолов, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», педагог со стажем работы в половину века.
Рассуждая о направлениях развития современного образования на форуме, организованном ГАОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», Асмолов представил цель современного образования, которая, по его мнению, заключается во взращивании детей-почемучек, которые ищут ответы у учителя.
При этом профессор отмечает, что современный мир – это мир неопределенности, в котором жестких ответов быть не может, что дает ребенку право на ошибку.
Странная картинка складывается. Ребенок, которому не дают никаких готовых знаний об окружающем мире, а только стимулируют к вопросам. При этом на многочисленные вопросы четких и однозначных ответов не дают, просто потому что их нет.
Не трудно заметить, что в этой ситуации остается только одно – учиться методом проб и ошибок. Самым прочным методом, но и самым примитивным. При этом все достижения по передаче накопленных поколениями знаний отметаются.
Асмолов вводит новый термин «преадаптивность» – умение использовать неопределенность как возможность. Большинство профессий, которые будут востребованы через десяток лет, еще неизвестны, указал профессор. И к тому же привел данные исследований о том, что крупные топ-менеджеры в школьные годы любили читать фантастов. Видимо, подобно этим гениям ребенок должен предчувствовать возможность и сделать из себя профессионала в той или иной области, которая еще науке не известна.
Вот такое неопределенное будущее ждет наше образование. И почему-то хочется спросить не почему, а зачем?