Найти тему

Можно ли бить детей?

Оглавление

Можно ли бить детей? Можно ли бить женщин? Можно ли бить взрослых? Можно ли бить людей?

Честно сказать, эти вопросы кажутся мне равнозначными. Но вернемся к детям.

Можно ли бить мальчиков и девочек? Можно ли бить чужих мальчиков и чужих девочек? Чужих — то есть не своих детей. Позволите ли себе вы ударить чужого ребенка? Знаете ли вы, какие последствия это может иметь? Позволите ли вы чужому взрослому ударить своего ребенка? А бить ремнем вашего ребенка?

Закон РФ гласит: «Любые действия гражданина РФ, направленные на причинение физического страдания другому гражданину, считаются избиением. Под эту категорию также попадают раны, ссадины, синяки, полученные в результате кусания, порки, сдавливания или вырывания».

Однако, практически на всем протяжении истории человечества, телесное наказание считалось необходимым, а то и единственным эффективным средством воспитания. И сейчас 80–90% родителей «верят» в необходимость физического наказания детей.


Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года): «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».


Каковы же причины телесных наказаний по отношению к детям и других форм жестокого обращения?

  • Во-первых, незащищенность ребенка.

В силу своего возраста, он не способен дать сдачу. Считая виноватым себя, не всегда может пожаловаться. Не доверяя взрослым, будет скорее терпеть, чем искать помощь.

  • Во-вторых, проблемы самих взрослых, которые заботятся о ребенке.

Это воспроизводимость модели поведения, включающую насилие, которую взрослый усвоил, еще будучи ребенком.

Часто это выражается во фразах вроде: «Я бил своих детей, и они выросли хорошими людьми» или: «Меня били, но я вырос нормальным».

Такая позиция взрослого не ориентирована на цель — полезности для ребенка методов воспитания, которые позволят ребенку не просто вырасти «хорошим» человеком, но счастливым, успешным, уверенным в себе, умеющим выстраивать теплые отношения с людьми.

Отсутствие знания о последствиях жестокого обращения с детьми приводит взрослых к мысли о том, что ребенок может «не почувствовать», пережить без вреда для себя любые воздействия. Он ведь не запомнит, он «уже забыл», он весело играет с другими детьми, это просто «пройдет».

Последствия жестокого обращения с ребенком.

Ребенок, подвергшийся насилию, переживает психическую травму.

Событие, вызывающее эмоциональное напряжение высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности ответить обидчику, приводит к ломке представлений о себе и о мире.

Ребенку трудно разделить и понять свои эмоции. Он одновременно переживает страх, злость, вину.

Когда ребенок подвергается физическим наказаниям, нарушаются его представления о границах собственного тела.

Что правильно, что хорошо, что плохо — это вопросы, которые проносятся в голове ребенка, на которые он уже не может найти привычного ответа, он теряется, теряет контроль над собственной жизнью, над собственным телом.


Следствием этого могут быть эмоциональные расстройства, расстройства адаптации и расстройства, связанные со стрессом.

Тяжесть последствий пережитого насилия зависит от биологических и конституциональных особенностей ребенка, его возраста, характера и длительности насильственных действий, наличия или отсутствия социальной поддержки.


Однако, всегда снижается самооценка и уверенность ребенка в себе, страдает способность ребенка управлять собой, формируются негативные жизненные установки.

Автор: Никифорова Елена Мироновна, детский психолог

Психологический центр "Респект": психологи для взрослых, пар, детей и родителей.

г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 24, оф. 5, +79219440974, medrespect.ru