После публикации смешных историй об обмене полками в поездах дальнего следования я получил письмо от одного из читателей, который поделился еще одним курьезным случаем. Он произошел с ним два года назад.
Но сперва немного теории.
Динамо-система
Цена в купейные вагоны и СВ растет по мере приближения к дате поездки. У ФПК это называется динамическая система ценообразования. Чем больше спрос, тем выше цена.
Поначалу система работала довольно криво и давала много сбоев. Были случаи, когда последние билеты в поезда зашкаливали по цене, и случаи, когда билеты вместо того, чтобы дорожать, дешевели к моменту отправления поезда.
В результате пассажиры чувствовали себя обманутыми и критиковали такую политику ФПК. В последнее время я таких сбоев не замечаю. В итоге часто поезда распродаются подчистую и все желающие могут уехать по более-менее рыночной цене, которая выше в дни высокого спроса и ниже в несезон и в середине недели.
Динамическая система не распространяется на плацкарт. Там цена не меняется, когда бы вы ни покупали билеты. А теперь история...
Начинающий турист
Так получилось, что я лет до 30 почти не имел дела с поездами дальнего следования. Жил в Петербурге, учился и работал тут же, все родственники – рядом, дача – рядом, на море летали самолетом к знакомым в Болгарию.
Все изменилось в 2016 году, когда я устроился на работу менеджером по продажам в крупную организацию, занимающуюся оборудованием. Тогда я начал активно путешествовать по стране, а особенно часто ездить из Москвы в Петербург.
Это была моя вторая или третья поездка. Я ее запомнил особо хорошо из-за неприятного осадка, который у меня остался после.
У нас так принято, что поездку сотрудник планирует сам. Я сам выбирал поезд, который мне нужен, вагон, место, покупал билеты. За пару недель взял то, что мне удобно. Это было нижнее место в купе. Я хорошо запомнил, что заплатил за него около 2,5 тысяч, еще обратив внимание, что верх стоил дешевле.
Чувство несправедливости
Я сел в вагон. Помню еще поезд отправлялся с Ладожского вокзала, а не с Московского, как обычно. Пришла какая-то женщина предпенсионного возраста и заохала, что вот ей придется теперь залезать наверх, хотя у нее такой дорогой билет.
Мы разговорились. Оказалось, что билет у нее стоил около 3,5 тысяч рублей, что дороже на тысячу, чем мой. Помню, что она говорила что-то про несправедливость. Мол, у нее такой дорогой билет, а у меня такой дешевый и нижняя полка. Я тоже почувствовал, что это неправильно, и предложил уступить ей место. Мне было не жалко, и вроде как совесть моя становилась чиста.
Женщина поблагодарила меня и со словами «совсем в РЖД обнаглели» заняла нижнее место.
Меня эта ситуация тогда тронула. Я не знал и не думал о том, что билеты дорожают по мере приближения к дате поездки. Но, когда я вернулся из командировки, я стал разбираться в этой ситуации, и понял, что просто женщина покупала свою полку значительно позже, чем я свою.
Странное у меня чувство осталось. С одной стороны мне было не жалко уступить ей место, и я чудесно доехал сверху. А с другой почему-то до сих пор ощущаю себя обманутым.
С тех пор, кстати, я неоднократно становился свидетелем разговоров в поездках о том, что почему-то верх стоит дороже, чем низ. И я всегда объяснял, в чем дело, рассказывая эту историю. Люди пока еще не привыкли к росту цен по мере приближения даты поездки, хоть эта система и действует уже много лет.
А я, чем больше езжу в поездах, тем больше прихожу к мысли о том, что на недалеких расстояниях типа Москва – Петербург лучше брать верхние полки в купе. Тогда ты там царь и бог. Можешь сидеть и лежать, сколько хочешь и когда хочешь, никто тебя не будет тревожить. Правда я приноровился еще и СВ покупать. Они часто бывают несильно дороже, но уровень комфорта там совсем иной.