В каждой статье о современном искусстве мы поднимаем вопрос о том, какой смысл скрывается в рассматриваемых работах. Порой сокрытая идея оправдывает действия художника. И мы понимаем, почему он пригвоздил свои гениталии к Красной площади.
А порой совсем, как кажется, безыдейная работа оценивается в миллионы долларов. О таких работах мы сегодня и поговорим.
Марсель Дюшан. Фонтан
Начнем мы с жанра Реди-мейд.
Это один из моих любимых жанров современного искусства. Любим он той причине, что...
Вот, я помню... Помню свое озадаченное лицо. Ты подходишь к арт-объекту какого-то дико известного художника. Смотришь на него. И думаешь:
-- Что же такого он, блин, сделал?
Реди-мейд (ready-made) с английского переводится, как "уже готовое".
Технология здесь такая:
1. Вы берете какой-либо предмет из повседневной жизни (например, писсуар)
2. Тащите его на выставку
3. Не забудьте про название...
3. И вуаля! Предмет искусства готов.
Я серьезно. Этот писсуар стоит миллионы долларов.
Это, кхм, "работа" французского художника Марсель Дюшана 1917 года под названием "Фонтан". Создавалась она ровно по описанной мной схеме: Марсель притащил его в студию, подписал, а далее понес на выставку.
Все!
И в этом заключается идея жанра "Реди-мейд": Посмотреть на уже существующий "обычный" объект под другим углом и увидеть в нем художественную ценность.
Возможно вы подумаете "Нет! Что за бред? Какое же это искусство!?"...
У меня для вас плохие новости.
В 2004 году работа Марсель Дюшана "Фонтан" была признана мировым художественным сообществом самым великим произведением 20-го века.
К сожалению, оригинал сего труда был утерян (по ошибке выброшен, как мусор). Сейчас существуют только копии.
Джефф Кунс. Шарики
Джефф Кунс -- американский художник, 64 года от роду. Входит в топ самых дорогих художников по стоимости произведений.
Одна из самых дорогих его работ стоит свыше 58 миллионов долларов.
И знаете, что это?
СОБАКА-ШАРИК!
И у него таких собак много...
К слову, собаки сделаны не из шариков. Они отлиты из нержавеющей стали с зеркальной полировкой. То есть жесткие на ощупь. И весит такая конструкция десятки тонн. Поиграть не получится.
Но выглядит прикольно.
Кстати, дама из первого выпуска тоже работа его рук.
Сай Твомбли. Без названия
Работы без названия -- другая моя любимая категория.
Иногда название картины является ключом к пониманию посыла, который художник вкладывал в свое творение. А понять, что художник имел в виду -- важно. Важно для меня. Потому что это возможность установить связь с человеком, находящимся по другую сторону полотна.
Картины же без названия лишают меня этого ключика. Что печально :(
Одна из таких картин входит в число самых дорогих произведений современности. Ее стоимость достигает 70 миллионов долларов.
Ну что, вы готовы?
Это работа Твомбли 1971 года. Попадает в категорию "абстрактный экспрессионизм", о чем мы уже говорили вот здесь.
На вопрос "в чем смысл работы?" я вам не отвечу. Автор оставил его без комментария.
Вопрос "в чем здесь эстетическая составляющая?" остается на ваше усмотрение. Все-таки красота дело субъективное.
Итог.
Современное искусство -- штука спорная.
Спорная в красоте. Идеях. И цене, которую готовы уплатить люди за писсуар или рисунок школьника во время перемены.
Но даже так, оно остается для меня источником вдохновения. Оно удивляет, шокирует, озадачивает... И пугает. Я понимаю, что между мной и авторами таких работ огромнейшая пропасть, полная недопонимания. А единственный мост давно порублен на дрова.
Для вас пишет Дима. Спасибо, что читаете.
__________________________________________________________________________________________
Кстати, у меня есть телеграм-канал, где я пишу о своем трипе по Америке, длиною в 6 тысяч миль. Рад буду вас там видеть.
А это ссылка на следующую статью. В ней я рассказал о самых странных способах создать картину.