В современном мире очень сложно представить взаимодействие НАТО и России во благо. Практически все говорят об обратном – возможной войне, которая, по своим масштабам, станет очередной мировой кампанией. Но что если всё-таки представить слияние технологий? К примеру, в области бронетехники? Каким был бы гибрид Т-90 и Leopard 2?
Возможно ли совместить два танка?
Если говорить о прямом совмещении танков бывшего СССР и их производных с западными разработками, то это практически невозможно по множеству исторических и политических причин. Многие считают подобные мысли откровенным бредом, однако, что если я скажу, что такой танк существует?
Что это за танк?
Танком, вобравшим в себя опыт западных и советских машин, стал индийский тяжеловес именуемый никак иначе, как Arjun. Танк сравнительно не высокий, но очень длинный, имеет кормовую нишу башни, общие черты лобовой брони танков НАТО и СССР, и кроме того, он оснащён динамической защитой. Вес машины тоже не маленький и превышает 60 тонн. Что касаемо вооружения, то это 120 мм нарезная пушка, которую обслуживает автомат, а не человек.
Arjun создавался ещё с 70-х годов, но полноценный рабочий экземпляр смогли представить только в конце 90-х и начале нулевых. Серийное производство началось аж в 2006 году. На данный момент существует две модификации танка Arjun – Mk1 и Mk 2. Отличаются машины наличием динамической защиты, дистанционно управляемым пулемётом и электроникой. Но есть и гибридный вариант с корпусом от Т-72 и башней индийского танка. Это говорит об унификации нового танка с основными машинами индийской армии и в теории, башню Arjun можно установить даже на Т-90.
Почему танк совместил две школы танкостроения?
Индийские конструкторы какое-то время находились под влиянием СССР. Такое сотрудничество оставило свой след в проекте Arjun, но в Индии осознавали недостатки танков НАТО и СССР. В связи с этим, приняли решение совместить всё самое лучшее у двух ведущих сторон.
Форма лба корпуса имеет много общего с Leopard 2 и тем же Т-72. В частности, верхняя лобовая бронеплита имеет колоссальный наклон, который переходит в крышу корпуса. На ней же и расположился люк водителя, подобно советским танкам. От машин СССР Arjun взял и нижнюю лобовую деталь. Она имеет больший наклон, чем на западных машинах, и отличается ковшом для самоокапывания.
Длинна танка сопоставима с западными машинами. На это повлиял дизельный двигатель с трансмиссией западного образца с номинальной мощностью в 1 400 лошадиных сил при минимальном весе в 58-60 тонн.
Судя по расположению экипажа, часть боекомплекта или топлива находится сразу же за лобовой бронёй.
Башня машины очень сильно похожа на Leopard 2A4, но в отличие от немецкого коллеги, наиболее современный Arjun имеет не разнесённые клиновидные экраны, а полноценную динамическую защиту (ДЗ). Её компоновка тоже клиновидная, но блоки ДЗ закрывают всю бортовую проекцию, за которой сидит экипаж, и даже частично закрывает кормовую нишу башни. Переход блоков ДЗ от лба к борту сильно напоминает подход российских инженеров при создании Т-90М, он же MS.
Вооружение представлено 120 мм калибром, причём не гладкоствольным, как на большинстве современных танков, а нарезным, на подобии британского Challenger 1 и 2. Возможно, пушки у Challenger и Arjun одной и той же модели – L30E4. Орудие обслуживает не танкист, а автомат заряжания конвейерного типа с вместимостью 21 снаряд. Остальные 18 располагаются в корпусной боеукладке.
Всего было создано 124 танка Arjun. Количество гибридных версий достоверно неизвестно. Танк не поступает в войска большими партиями из-за трудностей в производстве и высокой стоимости. Индия активно закупает российские Т-90S и скорее всего именно Индия первый заказчик в очереди на приобретение новейших Т-90MS.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.