МАТЬ И ДОЧЬ
Наверное, нет ничего запутаннее, острее, гуще, противоречивее и сложнее, чем любовь матери и дочери.
Когда узнаешь в этой девочке что-то до боли знакомое и одновременно невероятно другое, неизвестное и пугающее.
Когда внутри болит от количества тепла, а наружу непонятно как чаще звучат упреки и придирки.
Когда мысль "Я такой никогда не была" может иметь одновременно два абсолютно противоположенных значения.
Когда видишь в ней и свое альтерэго, и свою детскую часть и не всегда понятно, где заканчиваешься ты и начинается настоящая она.
Когда все сложнее совпасть в желании смотреть в глаза. Не бежать, не быть занятыми чем-то другим, а одновременно хотеть побыть рядом.
Когда ты с ней танцуешь очень сложный танец, где шаг вперед может быть оценен как нападение, а шаг назад как предательство.
Когда в устойчивости и выдержке вдруг побеждает она, а ты не знаешь гордиться ее силой или горевать о своей слабости и вообще в чем вы соревнуетесь..
Когда она больше никогда не будет той маленькой бесконечно нуждавшейся в тебе и почему-то от этого ноет за грудиной.
Когда ты то хочешь быть ее Богом, то пугаешься силе той власти, которую имеешь над ней.
Когда ночами ты плачешь о ней и о себе, о чем-то сложно объяснимом, про боль и любовь одновременно, про страх слиться и невозможность отлепиться. А может, про тоску о чем-то, что она точно не может и не должна давать... или что не смогла дать ты.
И она не узнает и не поймет эти слезы. Пока они не польются из ее глаз. Когда она станет матерью девочки.
Когда эта связь женщин: твоей матери, тебя и твоей дочери такая глубокая и животная. Одновременно невыносимо крепкая и невероятно хрупкая.
Когда ты в очередной раз сваливаешься в отчаяние, что не можешь сделать ее счастливой, так же как она не может сделать счастливой тебя.
И признаешь, что вы обе будете танцевать этот главный танец двоих исключительно наступая друг другу на ноги, как бы ни старались быть "хорошими" и бережными. И периодически обе будете тихо плакать в подушку от своего несовершенства.
Когда "Я люблю тебя" никогда не вместит и десятой части всего взаимного тепла, боли, страха, протеста, злости, обиды, гордости, разочарования, восхищения, надежды, отчаяния, бессилия и преданности, которыми наполнена эта связь.
Когда главное между матерью и дочерью окажется никогда не выраженным в полной мере. Но будет неизменно передаваться из сердца в сердце от матери к дочери, к дочерям ее дочерей и так до бесконечности...
Психолог Татьяна Фишер (Фирсова)