Столица Республики Алтай — единственный её город. Административный, образовательный, торговый и немного промышленный центр. Но для туристов он мало интересен, потому что красота начинается за пределами Горно-Алтайска. Город используется скорее как перевалочный пункт — здесь можно переночевать и отправиться дальше.
Я оказался там с экспедицией проекта «Гастрономическая карта России» (вот, кстати, история про гастрофестиваль, в котором он принял участие). По своему обычаю много ходил по городу пешком, изучая, и вот решил показать самое, на мой взгляд, интересное.
Название у Горно-Алтайска несколько обманчивое: город окружён скорее холмами, чем горами. А назван он так, потому что Алтай раньше был Горно-Алтайской автономной областью. Это уже третье имя — город был ещё Улалой и Ойрат-Турой.
Если попробовать передать общее впечатление от Горно-Алтайска, то оно будет вот таким. Тут и типичные дома, и окружающая его местность, и состояние дорожного покрытия.
Иногда на домах встречается нечто алтайско-национальное, но очень редко.
Внешнее устройство горно-алтайских зданий порою может поставить в тупик.
А иногда здания поражают своей неожиданной нарядностью.
В основном же это город частных домов и типовых пятиэтажек. Некоторые из них частично отделаны сайдингом — никогда такого раньше не видел.
Я даже видел пятиэтажку, которая была в сайдинге целиком!
А вот вам необычное предложение: можно прийти в Горно-Алтайский государственный университет и сфотографироваться, признавшись в любви к Леди Гаге.
На центральной площади Ленина можно увидеть, как алтайские шаманские верования, скрытые под спудом светского и православного, неожиданно выплёскиваются даже на парковочные указатели.
У дома 29 по Коммунистическому проспекту предлагаю полюбоваться садом камней и неработающим фонтаном.
А на другой стороне улицы, перед стадионом «Динамо» — наоборот, источником, из которого местные жители набирают воду.
Но вот что в Горно-Алтайске никак нельзя пропустить, так это Национальный музей Алтая имени Анохина.
Он просто отличный. Там часа за три можно получить практически полное представление, о том, что такое Алтай, — географически-минералогические сведения, животный мир, палеонтология, первые алтайские жители, история народов республики и, наконец, её искусство.
Почти всех алтайских млекопитающих, например, решили разместить в одном неживом уголке.
А вот все живущие на Алтае виды бабочек.
Этнографические разделы наглядны, подробны, основательны. Скифы, гунны, тюрки, русские — всё рассказывается лучше, чем в любой книге. Тем более что хорошей книги про историю Алтая, увы, нет даже в музейном магазине.
Это реконструкция аила, то есть традиционного бревенчатого жилища алтайцев.
Слева — мужская половина, справа — женская, посередине — самогонный аппарат для выгонки водки из кислого молока. (Я её пробовал; гастрономическим этот напиток не назовёшь.)
А вот сосуд под названием борбый. Думаю, вы и без подписи догадались, из чего он сделан.
Или вот интересный обычай: тряпичные «старушки», которых женщины держат дома и несколько раз в год кормят.
Это реконструкция похорон девушки, могилу которой нашли на плоскогорье Укок.
Она умерла совсем молодой от рака молочной железы. А само плоскогорье с его фантастическими пейзажами в древности служило местом захоронений знатных людей — их везли туда специально и издалека. Это место труднодоступно, что служило защитой от могильных грабителей. И была ещё одна защита: над захоронением девушки в кургане была сделана ещё одна могила — предполагалось, что раскопщики найдут её и не станут рыть дальше.
Бревенчатый сруб был наполнен льдом, и благодаря этому труп мумифицировался. Мумия хранится в этом же зале музея, её иногда показывают. Многие алтайцы выступают за то, чтобы предать тело земле, но музейные работники против.
В художественном отделе наибольший интерес представляет коллекция работ Григория Чорос-Гуркина, главного алтайского художника. Он учился у Шишкина (и даже стал свидетелем его смерти; в музее хранится последний натюрморт знаменитого пейзажиста), был близким приятелем многих передвижников, очень много сделал для своей родины — но был расстрелян в 1937-м по обвинению в национализме и шпионаже в пользу Японии. Яркого и очень талантливого человека просто взяли и убили.
Его алтайские пейзажи полны спокойствия и избегают кричащих тонов. Как по мне, Чорос-Гуркин куда интереснее, чем оба Рериха вместе взятые.
Это вот тоже аил, только более древнего устройства — из жердей и коры.
А ещё в музее хранится несколько десятков тюркских каменных статуй, найденных в разных местах Алтая. У них лица.
В художественном отделе есть и современные идолы. Вот этот мне кажется почему-то дико смешным. Особенно если узнать, что называется он «Учитель».
После музея разительнее контраст между алтайской древностью и сутью современности, выраженной в уличных объявлениях.
Такие вот в Горно-Алтайске востребованы профессии.
Не знаю, как вы, а я в любом городе, куда попадаю, обязательно стараюсь побывать на рынке. Рынок помогает уловить суть места. В Горно-Алтайске я тоже советую вам побывать на рынке, который называется торговым центром «Ткацкий». Там и в зданиях торгуют, и на улице.
Вот вам самые что ни на есть традиционные алтайские продукты. Я вот в наших краях таких крупных лисичек в продаже обычно не вижу, а тут норма.
Съедобные алтайские сувениры я советую вам покупать вот в этом магазине, он находится тоже в «Ткацком» (я ещё напишу о нём подробнее).
Там можно найти хорошие алтайские сыры (как традицинного советского типа, так и современные ремесленные), разные копчёные и вяленые штуки из марала, яка и коня, пантогематоген и другие интересные продукты.
А из мест, где можно поесть, порекомендую вам два, где ел сам.
Прежде всего — ресторан «Типография». Он так называется, потому что находится в здании типографии. Занимаются там, по словам шефа Юли Фоминых, современной сибирской кухней и кроме того внедряют в ресторанную практику традиционные алтайские рецепты. За аутентичной едой вам сюда.
Так выглядит у «Типографии» летняя веранда.
Советую попробовать там как минимум салат из папоротника и марала и шурпу из сарлыка, то есть яка. Вот она.
А о других интересных блюдах и вообще о «Типографии» и Юле я напишу отдельно, как они того заслуживают.
Второе место мы нашли случайно и не пожалели об этом. Мы — потому что побывал я там вместе с шефом московского ресторана Ruski Сашей Волковым-Медведевым.
Чайхана «Бистро», дамы и господа! Находится на площади Ленина, не найти трудно, у них вывеска в три этажа.
Но сама чайхана находится в полуподвале. Раздача, как в столовой, всё чисто, аккуратно, цветасто. Мы с Сашей взяли по лагману, я ещё манты, а он — плов и корейскую морковь. И оба остались более чем довольны качеством еды и тем, сколько она стоит. Вышло где-то в районе 550 рублей на двоих.
В лагмане было столько разных овощей, что Саша даже назвал его иммерсивным супом: ешь — и угадываешь, что за продукт. Горно-Алтайск, соответственно, был объявлен им столицей иммерсивной кулинарии.
Чай в чайнике — из алтайских трав, называется он «Вкусный». Он реально был очень вкусным!
А закончу рассказ об этом городе алтайско-венгерской пословицей, увиденной в туалете в Центральном сквере.
Трудно к ней что-либо добавить и столь же трудно что-либо из неё убавить.
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — другие истории про Горный Алтай и много интересного про самую разную еду и людей, которые её делают. Пока же можно почитать про мощный горно-алтайский гастрофестиваль или про то, чем маслины отличаются от оливок. Подписывайтесь!
А в конце по традиции хорошая музыка из Африки: ганский хит 1962 года. Это ансамбль Игнаса де Суза The Melody Aces. Сам Игнас родом из Бенина, очень долго работал и записывался в Гане, но потом, когда там законодательно стали изгонять из страны неграждан, вернулся на родину. Конец жизни он провёл в Нигерии.