В Англии после долгой реконструкции снова открылся велопешеходный тоннель под рекой Тайн. Построенный 70 лет назад, он и сейчас выглядит очень актуально.
Тоннель длиной 275 метров, пролегающий на глубине 12 метров под рекой Тайн задумали ещё до Второй мировой, а начали строить в 1947 году. Он должен был соединить два индустриальных городка — Джароу и Хаудон. До этого местным жителям приходилось либо ждать парома, либо делать большой крюк, чтобы добраться до ближайшего моста. Тоннель открылся в 1951 году, ежедневно им пользовались 18-20 тысяч человек. Большинство из них работали на местных верфях.
Спуститься в тоннель люди могли на эскалаторах (они до сих пор считаются самыми длинными в мире) или на лифте. Доля велосипедных поездок в Британии в те годы составляла 25%, поэтому, чтобы никто никому не мешал, тоннель поделили на две части: велосипедную шириной 3,7 метра и пешеходную, которая была чуть поуже — 3,2 метра. Спустя шестнадцать лет рядом появился ещё один тоннель, автомобильный, но он был платным, а с пешеходов и велосипедистов денег не брали.
ХОТЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ ТОННЕЛЯ ПОШЛА НА СПАД, ЕГО РЕШИЛИ СОХРАНИТЬ И ОТРЕСТАВРИРОВАТЬ.
В 2000-м году тоннель под рекой Тайн внесли в список исторического наследия, но популярность его к тому моменту сильно упала: предприятия, ради которых он был построен, закрылись; большинство местных жителей обзавелись автомобилями. Но поскольку никакой альтернативы для пешеходов и велосипедистов с начала 1950-х годов в этих местах так не по появилось, тоннель решили сохранить и отреставрировать.
Ремонт, который обошёлся в 16 млн фунтов, начался в 2013 году и был закончен в августе 2019. Всё это время велосипедисты и пешеходы могли перебраться с берега на берег на маршрутках, которые пустили по автомобильному тоннелю. Во время реконструкции из тоннеля убрали вредный асбест, а два из четырёх деревянных эскалаторов заменили более удобными стеклянными наклонными лифтами (правда у них не очень большая вместимость, всего шесть человек за рейс). Оставшиеся два законсервировали и снабдили подсветкой.
Старый кафель на стенах старались, где можно, сохранить, а утраченные фрагменты заменили точно такой же современной плиткой. Аналогично поступили с полами — строители сняли и переустановили 2 630 оригинальных плит, а разбитые заменили репликами. Для изготовления стеновых панелей в холлах привлекли компанию Formica, которая делала панели для тоннеля 70 лет назад.
Обновлённый тоннель стал частью национальной велосети и, как считают в Британии, — это один из лучших образцов велоинфрастуктуры в стране. И, конечно же, прекрасный пример заботы об историческом наследии.
Фотографии: Carlton Raid. По материалам Forbes и The Guardian, чей сайт стоит посетить ради замечательных исторических фотографий тоннеля.