По нему нельзя определить преступника, а иногда и родство
Молекула ДНК помогает, когда нужно установить отцовство или другое родство, решить вопрос с алиментами, оформить выезд за рубеж или передать наследство. Тем не менее даже самый точный анализ может иногда ошибаться. Как это возможно и почему такое происходит, рассказываем по материалам книги Елена Клещенко «ДНК и ее человек».
Почему происходят ошибки
Образцы ДНК-молекул собирают, транспортируют, определяют их генотип, сравнивают с базами данных, а затем переходят к этапу работы с частотами встречаемости. При этом сложнее всего быть уверенным, что исследуется именно та ДНК, какая необходима. Как ни странно, подводит сверхчувствительность современных методов анализа.
«Мы научились амплифицировать и даже секвенировать единичные молекулы ДНК, но не всегда можем отличить ДНК преступника от ДНК человека, который просто проходил мимо. Причем даже необязательно мимо места преступления»
В 2004 году в Австралии за убийцу приняли женщину, которая на самом деле была жертвой: её одежда исследовалась в той же лаборатории, что и улики с места убийства.
Одна из причин ошибки — трансплантация костного мозга. В крови человека с обновлённым мозгом обязательно присутствуют клетки с ДНК-профилем донора, поскольку костный мозг — кроветворный орган. Чужие ДНК могут появиться также на слизистых и, согласно последним исследованиям, даже в волосяных фолликулах. Переливание крови таког
о эффекта не дает: следы ДНК другого человека еще какое-то время видно (если знать, что искать, и использовать специфические маркеры), но основная ДНК все же принадлежит реципиенту, а не донору.
«К списку обязательных вопросов, которые должны быть заданы при написании экспертного заключения, прибавляется еще один: не был ли подозреваемый донором костного мозга, а если был, то кто реципиент? »
Люди–химеры
В греческой мифологии химерами называли чудовищ с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. В науке химерами называют организмы, состоящие из разобщенных клеток разных типов. Людей-химер, известных медицине, не больше сотни.
Однажды в Бостоне женщине по имени Карен Кигэн была необходима трансплантация почки. Ей и её ближайшим родственникам сделали анализ крови, чтобы подобрать подходящего донора. Выяснилось, что по данным ДНК-анализа, двое из трёх её сыновей не связаны с ней. Медики продолжили клиническое обследование женщины. Помимо различных анализов, они исследовали также образец узелка щитовидной железы, которую ей удалили задолго до операции (его сохранили в лаборатории).
К своему изумлению, врачи обнаружили, что анализ ДНК выглядел, во-первых, так, будто кровь и щитовидная железа взяты у разных людей, а во-вторых, женщина, которой принадлежала щитовидка, могла быть матерью тех двух сыновей. Карен оказалась химерой.
Как ни надежно ДНК-профилирование, необходимо помнить, что генетический материал обвиняемого по случайности или злому умыслу может оказаться на месте преступления даже в том случае, если самого человека там не было. Ошибки — обычное дело и даже наш организм может вводить нас в заблуждение.