Найти тему
РЕКОНКИСТА.

Глава о «долугийских» тюрках или немного о Булгарах.

Самым первым и самым древним самоназванием тюрок является «асс». Этот этнотермин образовался как результат почитания ласки .Самоназвания «албан» и «булгар» возникли несколько позднее, и в своем происхождении ,опять таки , восходят к культу Ласки , к культу который обожествлял представителей отряда куньих.Своим возникновением «албаны» и «булгары» обязаны замещению ласки соболем . По хронологии это все уходит в глубокую древность ,настолько древнюю ,что ни в мифологии , ни в устной историологии тюрков , ни то что упоминании, даже намека об этом культе не сохранилось. Возможно так, что самой поздней датировкой формирования культа является Х – ХV тысячелетия.

Асланбек Тюбеев , первый человек который на основе сравнительного анализа тюркских диалектов смог не только точно раскрыть этимологию термина «ассы» , но и обобщив результаты, сумевший доказать существование культа Ласки.
А теперь для ясности приведем примеры из работ А. Тюбеева ,как с некоторых диалектов тюркского переводится «ласка» :
Аланский (карачай – малкарский) - Ағаз (Ақ Ас) - ласка
Алтайский - Сарас (Сары Ас) колонок
Шорский - Ас - ласка
Чувашский - Йас - ласка
Казахский – аққас (ақ ас) , ақкіс (ақ кісі) – ласка.
Древнетюркий - aс, aз – горностай.

Примеры переводов слова «соболь» :
Алтайский – албаа , албазы , кижи –соболь.
Казахский – бұлғын/булгун –соболь , күзен – хорек.
Чувашский - кǎш – соболь .
Татарский. – кеш- соболь.
Кумыкский. – киш- соболь .
Башкирский – кеш – соболь.
Ныне во многих диалектах тюркского изначальный смысл несколько подзабыт , и слово «кісі»/ «кижи»/ «кишэ» передает только понятие «человек». Но особый интерес представляет собой форма в алтайском языке , где "кижи" одновременно является обозначением как человека , так же и соболя (А.Тюбеев).

Этимология этнотермина «Албан» была установлена благодаря тому что в алтайском диалекте сохранились слова «албаа» и «албазы», что переводится как «соболь». Есть один нюанс, видимо , изначально слово «алба» подразумевало «белое», и восходило именно к ласке . На это указывает сохранившееся в европейских языках слова «альбинос» , «альбион».
Культ Алпов тоже произрастает из недр культа Ласки , и скорее всего является более поздней очеловеченной формой онгона альба- соболя.

Этнотермин «булгар» , как уже отмечалось выше, тоже имеет прямое отношение к культу Ласки , и является когнатом слова «булгун». То есть , названия «булгар» и «албан» являются эквивалентными, синонимами.
Хочу остановиться на сопутствующих версиях по этимологизации «булгаров» :
1)Версия про этимологизацию от слова «булгак», то есть от слова «восставшие» до сих пор не подтверждена. Великая Булгария ни против кого не восставала , она являлась всегда самодостаточной и всегда независимой. Она сама являлась одним из центров тюркского мира. В добавок ко всему , в «Джагфар тарихы» нет никаких сюжетов о восстании племен , позже названых «булгарами» , скорее наоборот, по всему своду красной нитью проходит мысль о том что булгары были всегда , и существуют с незапамятных «долугийских» времен.Это говорит о древности этнонима и причастности к самым древним культам. В нашем случае это только культ Ласки.
2)Версия о волчьем тотеме булгар , предположение построенное на основе внешнего сходства русского «волк» , и семантического корня «булг» - слабо аргументирована. В тюркских языках понятие «волк» передается словами «бөру» , «касқыр», «ит-құс» , и по мифологии восходит к культу алпа Мара /Мардука. «Волка» просто за уши притянули к «булгу», и тому откуда у русских слово «волк» надо поискать другое объяснение. Но возможно и такое, абстрактно «булг» подразумевал какое-то хищное животное , со временем у одних народов он начал применяться для обозначения соболя , а у других для обозначения волка. Можно было бы сослаться на то что в тюркском есть такие аналогии , где «койан» - заяц , а «койун» уже - баран.Вроде бы одно и то же слово , но на выходе совершенно разные животные. Но это не тот случай , «волку» нужно искать другое объяснение.
3) Версия о том что самоназвание «булгары» произошло от слова «балык» . У этой версии аргументация отсутствует напрочь. «Балык» очень устойчивая морфема , и она не могла настолько измениться. Да и , среди тюрков не замечено чтоб булгары больше всех ели рыбу.

Теперь о ашкузаях. Это самоназвание скифов. Этот этнотермин состоит из двух корневых ; Ас и Киши , где «ас» это- ласка , а «киши»- соболь. А если копнуть еще глубже , то «киши» это тот же «ас» , но уже с придыханием ; (к)ас /(к)уз /(к)ис /(к)иж и т.п. и т.д.
Еврейское название Германии – Ашкеназ , это испорченное тюркское – АШКУЗАЙ. Это говорит о том что территорию Германии заселяли тюрки.

Угузы , гузы . Исходная форма - «ақ ас» .Название части тюрок. Судя по цветовому обозначению были западными ассами.

Канглы- «люди с кинжалами» . Этот этнотермин в форме «канги» был зафиксирован в документах Древнего Шумера. «Канги» было самоназванием народа , который пришел в Междуречье с Урала и основал свое государство. «Шумерами» они стали с подачи историков жившими в ХІХ – ХХ столетиях .

Все эти этнонимы невзирая на свою древность дошли до наших дней .

Изобретенье телеги и освоение металлургии , вообще , освоение более сложных технологии привели к усложнению мировоззренческих мифологии древних тюрок.Зародился культ Змеи. Понятие «ари», «арилар» появилось в то же время, и видимо, имело отношение только к адептам культа Змеи. Обожествление змеи привело к возникновению этнонимов с змеиной этимологией. Это сарматы , кияты/ кияны. Правда , эти самоназвания могли возникнуть не ранее І тысячелетия до н.э. Более ранним было возникновение названия «субан» , ее можно датировать V тысячелетием.

Были так же племена которых история запомнила как Шан. Они первые кто создал государство на территории древнего Китая . Так что , то что китайцы кичатся своей «невероятно» древними государственностью и цивилизованностью — блеф чистой воды. Первые государства на территории Китая строили именно тюрки , и именно тюркам китайцы обязаны своей историей.
Были так же племена Тор, или же Дорийцы. В китайской историографии их называют «Чжоу»( от слова «решето»).На западе они захватили государственные образования древней Греции и многие острова Средиземного моря , позже слились с автохтонами . Сейчас редко кто говорит о их тюркоязычии . На востоке же они сместили династию Шан и создали свою правящую династию , которая с перерывами правила в Китае вплоть до ХІ века н.э.

Последние два племенных образования плохо изучены из-за своей древности . Хотя они и не относятся к «долугийским» тюркам ,я их все же включил в свой рассказ. Может кто из подписчиков подбросит по ним инфу. Если есть что добавить пишите в комментах . У меня пока все.

Тулепбергенов Кайсаралы.