Основатель «Тетриса» Алексей Пажитнов работал над искусственным интеллектом в Вычислительном центре Академии наук СССР, а в свободное время экспериментировал с созданием головоломок.
Идея «Тетриса» родилась, когда Пажитнов наткнулся на детскую настольную игру «Пентамино». Ее суть в том, чтобы сложить вместе несколько плоских фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Программисту так понравилась игра, что он решил переделать ее для компьютера.
Первый «Тетрис» был написан для советского микрокомпьютера «Электроника-60», на котором Пажитнов работал в Вычислительном центре. Ни цвета, ни музыки не было.
В какой-то момент коллега Пажитнова Дмитрий Павловский познакомил его с 16-летним программистом Вадимом Герасимовым. Втроем они продолжили работать над проектам и представили цветную версию с табличкой для подсчета баллов.
Первые продажи
По-началу копию игры раздавали работник центра и вскоре она стала популярна московском кругу компьютерщиков. Разработчики хотели начать продажи, но частное предпринимательство в СССР было запрещено. Тогда, права на игру пришлось передать государственной организации «Элорг», которая занималась продажами ПО, произведенного в СССР.
С поиском зарубежных заказчиков помог научный руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин. Ему так понравилась игра, что он решил отправить демо-версию в Институт компьютерных исследований в Будапеште.
Игру показали главе британского издателя игр Andromeda Роберту Стейн, после чего он решил приобрести лицензию на продажу. Но тут появилась проблема: переговоры с СССР — это слишком долго. Вместо этого, он решил купить лицензию на адаптированную для венгерского рынка копию и начал продавать игру американским издателям.
Стейн был уверен, что советские разработчики согласятся подписать контракт, просто этот процесс затянется. Однако, договориться у него не получилось — советские правообладатели требовали гарантию выплат, а Стейн не был к этому готов.
К тому времени игра уже активно продавалась в Европе и США, однако ее издатели не знали, что у Стейна нет оригинальной лицензии и этот факт его сильно беспокоил. Он пошел на шантаж советского «Элорга», заявив о том, что в случае неподписания договора, СССР ждет скандал. В итоге, Стейн все-таки получил права на «Тетрис» для различных типов ПК.
Вскоре издатели игр заинтересовались домашними приставками и переносными системами. Прав на производство таких картриджей у Стейна не было, но он пообещал получить их. Однако «Элорг», за полгода не получивший ни копейки от Стейна, отказался обсуждать продажу лицензии.
Японская экспансия
Тем временем в Японии вовсю готовились к запуску нового устройства на игровом рынке — Nintendo Game Boy. Компании срочно требовалось найти игру, которая заставит покупать новый продукт. Они обратили внимание на «Тетрис» и через Хенка Роджерса попытались приобрести лицензию игры для игровых приставок.
В первый же день переговоров, Роджерс заключил соглашение о покупке прав на переносные системы. По словам Пажитнова, с Роджерсом легко договорились, потому что он не просил никаких гарантий и не давал пустых обещаний.
В ходе беседы Роджерс узнал, что 130 тысяч картриджей, которые были проданы в Японии, на самом деле пиратские — лицензию на их реализацию Стейн так и не смог выкупить у «Элорга». В тот же день Роджерс выписал чек на частичную оплату проданных картриджей, а еще пообещал помочь с судебным разбирательством и продажами.
Возвращение прав
В итоге, суд лишил компании, которые купили лицензии у Стейна прав на реализацию игры. В 1990 году у Стейна отозвали все права на «Тетрис», к тому времени предприниматель заработал около $200 тысяч.
Японские партнёры в процессе переговоров пытались узнать детали выплат создателю игры, но в «Элорге» сообщили, что игра была создана в рабочее время, а значит, принадлежит государству.
В течение срока действия договора на передачу прав, Пажитнов не получил ни копейки. Но после распада СССР, предприятие «Элорг» стало частным. Тогда-то Роджерс и предложил Пажитнову стать партнерами — в 1995 году они основали Tetris Company и вскоре Пажитнов стал получать проценты с продаж. К 2005 году партнерам удалось вернуть все утраченные ранее права на реализацию.
Сейчас Пажитнов живет с США, где работает геймдизайнером и программистом. Он все еще получает часть прибыли от продажи игры, а его компания Tetris Company регулярно выигрывает иски против клонов «Тетриса», заполонивших магазины мобильных приложений.
Другие материалы канала:
Вообще, жизнь богатых людей не так проста, как кажется. Они так же, как и мы, иногда огорчаются.
Да и вообще, в бизнесе нужно быть осторожным. Вот история о том, как женщина обманула инвесторов на $9 млрд.