Найти тему
Deworkacy

Почему основатель «Тетриса» не стал миллиардером

Основатель «Тетриса» Алексей Пажитнов работал над искусственным интеллектом в Вычислительном центре Академии наук СССР, а в свободное время экспериментировал с созданием головоломок.

Идея «Тетриса» родилась, когда Пажитнов наткнулся на детскую настольную игру «Пентамино». Ее суть в том, чтобы сложить вместе несколько плоских фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Программисту так понравилась игра, что он решил переделать ее для компьютера.

-2

Первый «Тетрис» был написан для советского микрокомпьютера «Электроника-60», на котором Пажитнов работал в Вычислительном центре. Ни цвета, ни музыки не было.

В какой-то момент коллега Пажитнова Дмитрий Павловский познакомил его с 16-летним программистом Вадимом Герасимовым. Втроем они продолжили работать над проектам и представили цветную версию с табличкой для подсчета баллов.

-3

Первые продажи

По-началу копию игры раздавали работник центра и вскоре она стала популярна московском кругу компьютерщиков. Разработчики хотели начать продажи, но частное предпринимательство в СССР было запрещено. Тогда, права на игру пришлось передать государственной организации «Элорг», которая занималась продажами ПО, произведенного в СССР.

С поиском зарубежных заказчиков помог научный руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин. Ему так понравилась игра, что он решил отправить демо-версию в Институт компьютерных исследований в Будапеште.

Игру показали главе британского издателя игр Andromeda Роберту Стейн, после чего он решил приобрести лицензию на продажу. Но тут появилась проблема: переговоры с СССР — это слишком долго. Вместо этого, он решил купить лицензию на адаптированную для венгерского рынка копию и начал продавать игру американским издателям.

Стейн был уверен, что советские разработчики согласятся подписать контракт, просто этот процесс затянется. Однако, договориться у него не получилось — советские правообладатели требовали гарантию выплат, а Стейн не был к этому готов.

Так выглядела упаковка игры на прилавках в США и Европе
Так выглядела упаковка игры на прилавках в США и Европе

К тому времени игра уже активно продавалась в Европе и США, однако ее издатели не знали, что у Стейна нет оригинальной лицензии и этот факт его сильно беспокоил. Он пошел на шантаж советского «Элорга», заявив о том, что в случае неподписания договора, СССР ждет скандал. В итоге, Стейн все-таки получил права на «Тетрис» для различных типов ПК.

Вскоре издатели игр заинтересовались домашними приставками и переносными системами. Прав на производство таких картриджей у Стейна не было, но он пообещал получить их. Однако «Элорг», за полгода не получивший ни копейки от Стейна, отказался обсуждать продажу лицензии.

Японская экспансия

Тем временем в Японии вовсю готовились к запуску нового устройства на игровом рынке — Nintendo Game Boy. Компании срочно требовалось найти игру, которая заставит покупать новый продукт. Они обратили внимание на «Тетрис» и через Хенка Роджерса попытались приобрести лицензию игры для игровых приставок.

-5

В первый же день переговоров, Роджерс заключил соглашение о покупке прав на переносные системы. По словам Пажитнова, с Роджерсом легко договорились, потому что он не просил никаких гарантий и не давал пустых обещаний.

В ходе беседы Роджерс узнал, что 130 тысяч картриджей, которые были проданы в Японии, на самом деле пиратские — лицензию на их реализацию Стейн так и не смог выкупить у «Элорга». В тот же день Роджерс выписал чек на частичную оплату проданных картриджей, а еще пообещал помочь с судебным разбирательством и продажами.

Возвращение прав

В итоге, суд лишил компании, которые купили лицензии у Стейна прав на реализацию игры. В 1990 году у Стейна отозвали все права на «Тетрис», к тому времени предприниматель заработал около $200 тысяч.

Японские партнёры в процессе переговоров пытались узнать детали выплат создателю игры, но в «Элорге» сообщили, что игра была создана в рабочее время, а значит, принадлежит государству.

-6

В течение срока действия договора на передачу прав, Пажитнов не получил ни копейки. Но после распада СССР, предприятие «Элорг» стало частным. Тогда-то Роджерс и предложил Пажитнову стать партнерами — в 1995 году они основали Tetris Company и вскоре Пажитнов стал получать проценты с продаж. К 2005 году партнерам удалось вернуть все утраченные ранее права на реализацию.

Сейчас Пажитнов живет с США, где работает геймдизайнером и программистом. Он все еще получает часть прибыли от продажи игры, а его компания Tetris Company регулярно выигрывает иски против клонов «Тетриса», заполонивших магазины мобильных приложений.

Другие материалы канала:

Вообще, жизнь богатых людей не так проста, как кажется. Они так же, как и мы, иногда огорчаются.

Да и вообще, в бизнесе нужно быть осторожным. Вот история о том, как женщина обманула инвесторов на $9 млрд.

Тетрис
602 интересуются