Ко мне обращаются в основном со сложными перепланировками, неоднозначными и с уже проигранными делами в суде.
Вот один яркий пример. Обычная среднестатистическая семья, купили квартиру уже с выполненной перепланировкой. При покупке получили хорошую скидку, на которую даже и не рассчитывали. Практически в день новоселья пришел представитель управляющей компании и заявил, что в квартире не узаконена перепланировка и настоятельно рекомендовал срочно заняться узакониванием. Хозяйка квартиры взялась за узаконивание безотлагательно, но в Жилинспекцию сигнал успел поступить и когда представитель Жилинспекции появился с «предписанием» и штрафом, хозяйка, как законопослушный гражданин, тут же оплатила штраф в сумме 2500 рублей.
И с чувством выполненного долга, отправилась в Администрацию своего района, дабы узнать весь порядок узаконивания перепланировки. В Администрации ее встретили очень радушно и успокоили, сказав, что суда бояться не стоит, что это чистая формальность, нужно только обратиться к «надежной и проверенной проектной организации».
Со спокойной душой без тени сомнений, хозяйка предстала в назначенный час перед судьей и представителем той самой администра-ции, который почему-то не считал выполненную перепланировку формальностью и заявил, что перепланировка выполнена с серьезными нарушениями: затронуты несущие стены, санузел находится « в непосредственной близости» над жилой комнатой соседей снизу и что такая перепланировка представляет серьезную опасность жизни и здоровью жильцов этого дома и не только не должна быть узаконена, а все должно быть приведено в соответствии с исходным Техпаспортом. Хозяйка была настолько не готова к такому развитию событий, что даже не знала как возразить, несмотря на то, что весь комплект документов был у нее на руках.
На тот момент, когда хозяйка обратилась ко мне, у меня не было опыта участия в Апелляционном суде и я для начала, чтобы разобраться в ситуации согласилась ознакомиться со всеми материалами в рамках консультации. Видимо никто особо и не соглашался спасать ситуацию, так как мое согласие помочь вызвало огромную радость.
Первое, что меня удивило, это то, что в проекте или по ошибке, или специально вместо несущих стен «Крупноблочных» было указано кирпичные. Дело в том, что в «крупноблочных» домах, а по-простому в панельных домах, обычно все стены бывают несущими, а несущие стены ни в коем случае трогать нельзя (по ним такой регламент согласования, что и пытаться не стоит). Бывают исключения, когда в панельном доме есть ненесущие перегородки, но, чтобы это выяснить, нужна дополнительная дорогостоящая экспертиза.
Я не думаю, что представитель администрации, юрист по образованию, так хорошо разбирается в строительстве и архитектуре и сразу, взглянув на проект понял где есть нарушения, я думаю, это его стандартная позиция для всех непонятных случаев, где выполнены проемы в перегородках.
Честно говоря, при первом приближении я смогла понять, что без экспертизы нам не обойтись и заручившись согласием хозяйки я отправилась в БТИ. Сейчас БТИ уже не является государственным предприятием и оказывает кадастровые услуги наравне с любым другим кадастровым инженером. Но меня приятно порадовали цены на экспертизу несущих конструкций, они оказались в 4 раза дешевле, чем в независимой экспертной организации, в которую я обращалась раньше, единственный недостаток - заключение по такой цене пришлось ждать две недели, но специалист пошел нам на встречу, сделал предварительное заключение от руки и заверил его печатью, а само заключение, как раз успели нам выдать к суду.
Да, я взялась за это дело, несмотря на отсутствие опыта, но у хозяйки не было других вариантов и видя мой основательный подход появилась надежда распутать этот «Гордиев узел». Именно узел или даже куча странных возражений со стороны администрации, которые иногда противоречили сами себе. Мой муж по образованию юрист и в этом деле он мне очень помог, потому что я долго не могла понять, как может быть «перегородка в несущей стене» и как санузел может находиться в «непосредственной близости от жилой комнаты соседей снизу». Эти формулировки еще раз подтвердили мою мысль о том, что юристы в строительных вопросах очень плохо разбираются. Это знание я приобрела, когда в качестве директора дизайнерско-отделочной фирмы отстаивала свои интересы в суде.
Еще один интересный опыт, который я почерпнула из общения с БТИ, состоял в том, что на руках у хозяйки был Технический паспорт 1977-1978 года, который был вычерчен от руки.
И все мои попытки наложить новую планировку на старый план заставляли меня думать что это две совершенно разные квартиры и что ни одна стена не стоит на своем месте, как будто действительно все несущие стены передвинули. Отчаявшись, я взяла ворох чертежей, и отправилась в БТИ, написала им письмо с просьбой устранить ошибки в техпаспорте.
В ответ получила "ответ не по существу", и уже в устной беседе со специалистом, мне доходчиво объяснили, что исправлять ошибки БТИ не будет. Ну да ладно. Работа была выполнена в далекие семидесятые и оплачена, а сейчас устранять старые ошибки бесплатно никому не интересно, более того, если создать прецедент, то ведь придется все девять этажей переделывать!
В итоге я, вооружившись волшебной палочкой архитектора, вычертила этот злополучный план, снабдив его комментариями, в тех местах, где даже волшебная палочка не помогла.
Итак, вернемся к несущим стенам. Эксперт из БТИ, провел экспертизу и выявил таки одну несущую стену, которую затронули бывшие хозяева квартиры. Безусловно, этот проем очень удачно вписался в перепланировку и даже жалко было его закладывать, но хозяева быстро закупили керамзитобетонные блоки и сами же ими заложили проем!
Но, нашим надеждам убедить суд и добиться нужного нам решения, не суждено было сбыться. Апелляционный суд оставил решение суда без изменения. И нам ничего не оставалось, как выполнить новый проект и пройти все этапы согласования по новой.
И это оказался единственный верный путь, просто раньше мы этот путь не проходили.