Мы с детства знаем, что владение теорией никак не связано с ее применением на практике. Родственники, которые читают лекции о вреде курения, затягиваясь сигаретой. Училки, объясняющие всю прелесть русской литературы, не прочитав ничего за пределами школьной программы. Начальники, рассказывающие о важности дисциплины перед тем, как смыться с работы пораньше. Лекторы, живописующие преимущества хорошо организованного рабочего места, при этом неспособные ничего найти у себя на столе.
Наблюдая за этими противоречиями, мы делаем вполне естественный вывод: если старшие товарищи декларируют одно, а делают в точности противоположное, то они нас обманывают. Не дают курить нам, чтобы оставить эти радости себе. Вынуждают соблюдать дисциплину, когда истинная цель всякого разумного человека – ее не соблюдать. И так далее.
Но на самом деле естественный вывод – не всегда правильный. Скорее, мы наблюдаем случай борьбы нанайских мальчиков, сражения человека с самим собой. Провозглашая правильные идеи, глашатаи зачастую уговаривают сами себя. Иногда впустую, но порой и с пользой.
У меня есть хороший знакомый, который в рамках должностных обязанностей часто говорит о значимости правильной расстановки приоритетов, определения главного. При этом в реальной жизни он с завидным постоянством ошибается, придает приоритетное значение всякой несущественной ерунде, ставя действительно важные проекты под угрозу срыва. И он это прекрасно понимает. Но сделать ничего не может.
Я очень хочу надеяться, что все это время в нем происходит жестокая внутренняя борьба. Но победа в борьбе человека с самим собой – не более, чем результат его собственного решения. Просто надо это решение принять и реализовать. И не только ему.