Российские продуктовые сети, кажется, постепенно заканчивают делить рынок. Открыв по несколько десятков тысяч магазинов по всей стране, теперь, в борьбе за покупателя, они все больше фокусируются на качестве предоставляемых услуг. Многие инновационные сервисы тестируются в лаботаториях, чтобы затем встретиться с нами в торговом зале. Сделать шопинг интереснее и удобнее. Или, скорее, помочь ритейлерам увеличить выручку еще хотя бы на 0,5%.
Несмотря на то, что очереди на кассах в часы пик оставляют желать лучшего, просрочка остается нерешенной проблемой, а в ближайшем магазине у дома по-прежнему могут нахамить, технологии в ритейле постепенно приходят в нашу жизнь. И пока Сбербанк готовится запустить биометрическую оплату в магазинах по всей стране, самое время вспомнить, что интересного предлагают покупателям российские торговые сети в этом году.
Приложение для самостоятельных покупок
В прошлом году "Перекресток" выпустил мобильное приложение для самостоятельных покупок Self Scan. На входе в супермаркет необходимо считать QR-код, затем просканировать штрих-коды товаров, пройти на кассу самообслуживания, считать ее код, после чего чек будет доступен к оплате. Стоять на кассах в очереди больше не нужно, плюс есть возможность контролировать сумму покупки. Хотя в компании отмечали, что средний чек с использованием услуги оказался в среднем на 77% выше. Одна проблема - пока что Self Scan доступен только ограниченному количеству покупателей в супермаркетах в Москве.
Первый магазин без кассиров и продавцов
Похоже, 2019 год становится главным по числу инноваций и нововведений в продуктовом ритейле. Этим летом Metro Cash & Carry объявила об открытии в Москве первого магазина «Фасоль» без продавцов и традиционных касс на Ленинградском шоссе. На площади 47 квадратных метров новая «Фасоль» предоставляет доступ к 1100 артикулам товаров. В торговой площадке проходят тестирование новые решения по автоматизации процессов, которые будут внедряться во франчайзинговую сеть. Флагманский магазин торговой сети использует электронные ценники и кассы самообслуживания. Правда, сотрудники в магазине все же есть - один на каждые пять касс для помощи покупателям.
Scan & Go для быстрых покупок в гипермаркете
В гипермаркетах Globus сервис Scan & Go внедрили еще в 2016 году. Речь идет о персональных сканерах, которые выдаются при входе в магазин и устанавливаются на тележку. Далее, каждый товар можно сканировать самостоятельно - позволит увидеть больше информации, посчитать сумму покупки и - избавить кассира от лишней работы. На кассе не нужно еще раз упаковывать товары - достаточно отсканировать и оплатить финальный QR-чек. Сегодня услуга доступна в 7 гипермаркетах в Москве и ближайшем Подмосковье.
Скидки и акции у вас в телефоне
Едадил - самое популяное мобильное приложение по торговым сетям, позволяющее покупателям планировать покупки заранее, находить самые выгодные предложения и совершать покупки с самыми большими скидками. Сегодня к сервису подключено более 52 тысяч магазинов и 260 розничных сетей. Дополнительный бонус - приложение позволяет онлайн создавать список покупок из акционных товаров. Кроме того, при сканировании QR-кодов за определенные товары начисляется кешбэк.
"Суперчек" для поиска товаров и лучших покупок
Летом этого года "Яндекс" (кстати, ранее заполучивший 100% «Едадила») запустил в бета-режиме собственное мобильное приложение «Суперчек». Сервис позволяет находить лучшие предложения и сравнивать цены в сетях «Магнит», «Пятёрочка», Metro C&C, «Вкусвилл», «Азбука Вкуса», «Верный» и др., а также начисляет кешбэк в размере 1% за любую покупку при условии сканирования штрих-кода в течение 24 часов после ее совершения. Обещают, что уже осенью в приложении появится возможность самостоятельного сканирования и оплаты товаров с помощью мобильного телефона, минуя кассу. Кроме того, «Суперчек» позволит клиентам оформлять доставку или самовывоз.
Закажи и забери
Свою популярность продолжает набирать формат click & collect, когда нужные товары из гипермаркета можно заказать в онлайн-каталоге, а потом забрать упакованные сумки с покупками из магазина по дороге домой. Плюс такого сервиса - услуга бесплатна и позволяет планировать свое время в большей степени, чем курьерская доставка. В настоящее время услугу тестируют «Карусель» (в том числе в Санкт-Петербурге), «Перекресток», «Пятерочка», а также «Глобус» и «Вкусвилл», правда по ограниченным адресам.
Оплата с помощью face ID
В апреле «Магнит», первым из продуктовых сетей, сообщил о запуске сервиса оплаты покупок с использованием технологии face ID. Услуга в тестовом режиме внедряется в отдельных локациях торговой сети в Москве и Краснодаре. Для проведения оплаты покупателю необходимо зарегистрироваться в приложении «Магнит», ввести необходимые личные данные и загрузить фото. Целесообразность нового сервиса и ее популярность на фоне большого количества возможностей для оплаты покупок пока под вопросом. Ждем конца года, чтобы услышать об итогах тестового периода и возможном масштабировании услуги.
Экспресс-доставка из магазинов «у дома»
Сервисов по курьерской доставке из супер- и гипермаркетов стало действительно много и все они предлагают приблизительно одни из те же условия по срокам и стоимости. Новинкой можно назвать инициативу «Пятерочки», запущенную в этом году. Впервые в России в Москве стало возможно заказывать продукты из магазина «у дома»: сервис тестируется в 29 торговых точках на юго-западе столицы. Есть ограничения: покупки доставляются весом до 15 кг и в радиусе 3 км от магазина. Но и стоимость услуги минимальная - всего 99 рублей.
Пункты выдачи товаров с возможностью примерки
Продуктовые сети все чаще задействуют свои площади под сторонние сервисы. Первоначально в «Пятерочках» и «Перекрестках» стали открываться постаматы крупнейших интернет-магазинов. Теперь пошли дальше: в «Пятерочке» открывают 100 первых пунктов выдачи товаров с примерочными. Чтобы получить заказ, сделать примерку и, по-возможности, отказаться от части товаров, достаточно воспользоваться сервисом в ближайшем магазине у дома. Между тем, в 2020 году пункты выдачи товаров онлайн-магазинов будут открываться в сети во всех регионах присутствия. В сентябре заказы «Беру», Ozon, Lamoda и других интернет-магазинов также начнут выдавать и на кассах «Пятерочек»
Цифровая карта рассрочки
В сети супермаркетов "Перекресток" выпустили цифровую карту рассрочки совместно с БКС Банком. Карту оформляют при предъявлении паспорта в любом магазине сети всего за три минуты. Продукт предлагают клиентам с высокими кредитным рейтингом, но расплачиваться картой можно только в супермаркетах «Перекресток». В числе плюсов нового продукта - открытый льготный период кредитования, позволяющий покупать продукты действительно в рассрочку.