Эхом в тему об интроспекции. О том, что она стала для меня фоновым процессом даже в обыденных, мимолетных ситуациях. На днях шел по улице, слушал музыку, наслаждался солнечной погодой, ставшей редкостью в последнее время. Вдруг меня обогнал хасид на электрическом самокате. Улица была многолюдной, и щуплый паренек в классическом черном сюртуке и шляпе так лихо лавировал между людьми, что его рыжие пейсы буквально реяли на ветру.
Я подивился необычному сочетанию самоката и хасида, но рассудил, что подросток остается подростком, даже если принадлежит к ортодоксальному религиозному течению. Минут через пять я нагнал хасида, он остановился и оживленно разговаривал по телефону, сильно жестикулируя. Оказалось, что это вовсе не подросток, а мужчина лет сорока, ярко-рыжий, бородатый, в очках, весьма похожий на персонажа с фотографии в заглавии.
Моя эмоциональная оценка ситуации немедленно поменялась. К хасидам я отношусь со сдержанной настороженностью, как и к любым ортодоксальным учениям в религии или радикальным движениям в политике. Они мне кажутся слишком изолированными от социума и зацикленными на своих правилах, против которых я ничего не имею, но все равно считаю их подозрительными ребятами.
Перед написанием этого текста решил слегка просветиться и прочел несколько статей о хасидах. Узнал много нового, но в целом мое восприятие хасидов не поменялось. Они строго чтут свои талмудические заповеди, соблюдают вековые традиции, следуют наставлениям духовного лидера, полностью привержены своей общине и стараются не смешиваться с окружающим их обществом, особенно с гоями. Больше всего понравилась вот эта статья, с удовольствием оставлю ссылку для интересующихся.
https://www.maximonline.ru/longreads/photogallery/_article/s-pejsom-po-zhisni/
На улице я сразу уловил смену оценки и включил интроспекцию. Только что в позитивном ключе думал о парнишке, которому религиозные правила не мешают ребячливо мчаться сквозь толпу на самокате. А теперь во мне появилась пусть едва уловимая, но отчетливая неприязнь к громкому, размахивающему руками мужику в странном костюме. Попробовал разобраться, что же меня в нем раздражает.
- Одежда? – Пожалуй. Очень она диссонировала с разнообразной пестротой в одежде прохожих.
- Рыжие волосы? – Точно нет, рыжие люди мне вообще нравятся.
- Его религия и мои представления о ней? – Да. Не имею опыта личного общения с хасидами, поэтому мнение основано сугубо на прочитанном или увиденном со стороны. Они мне кажутся непонятными, чуждыми, отстранёнными. Это не нравится. То есть во мне проявилась классическая ксенофобия – неприязнь к чужому.
- Моя ошибка насчет возраста? – Нет, это даже забавно, насколько меня обманула спина и ловкость хасида.
- Зависть? – Очень похоже. Это какой надо обладать внутренней свободой и равнодушием к чужому мнению, чтобы рассекать на самокате, будучи далеко не юношей, вдобавок так умело.
В итоге понял, что моя негативная эмоция была вызвана смешной завистью и жалкой ксенофобией, то бишь – страхом и неприятием непонятного мне. Осознание причин сразу сделало ненужным негатив. Самонаблюдение, как и в большинстве случаев, закончилось самоиронией. Я мысленно дал себе поучительный щелбан и подумал: до чего хороший хасид мне повстречался, дай Бог ему здоровья и попутного ветра в пейсы.