Найти тему
Альпина Паблишер

Чек-лист: 7 признаков конспирологии и фейкньюс

Оглавление

Как нас обманывают и что с этим делать

Фото: Little White Lies
Фото: Little White Lies

Научный журналист Борислав Козловский давно озадачен вопросом, почему люди верят во всякую ерунду, если она подается в красивой обертке. Этой теме он посвятил целую книгу «Максимальный репост». Разбираемся, как научиться отличать фейковые новости от настоящих и не поддаваться словам конспирологов.

Отличие № 1. Ценность новости

Фейковые новости обычно вызывают гораздо больше эмоций, чем новости настоящие, они, как правило, бывают неожиданнее. Если вы живете посреди пустыни, прогноз «завтра будет сухо» несёт в себе меньше информации, чем прогноз «завтра выпадет снег». Поэтому неправдоподобные новости обещают больше нового знания и привлекает больше внимания — это «новость» в превосходной степени.

Отличие № 2. Акцент на деталях

Перед выстрелом рядом с машиной Джона Кеннеди появляется человек с зонтом, хотя день ясный и на небе ни облачка, и раскрывает свой зонт за секунду до того, как пуля пробьет президенту голову, — что это, если не сигнал стрелку от заговорщика, которого официальное следствие предпочло не заметить?

Президент Кеннеди в день смерти/Walt Cisco, Dallas Morning News
Президент Кеннеди в день смерти/Walt Cisco, Dallas Morning News

Именно так выглядит классическое конспирологическое суждение. Больше всего на свете конспирологи хотят чувствовать себя рациональными людьми: «Мы думаем своей головой, а вас зомбируют „официальной историей“».

Отличие № 3. Автор публикации

Больше всего фальшивых новостей распространяют непопулярные пользователи, потому что им это нужнее. Психологическое исследование, которое в мае 2017-го напечатал European Journal of Social Psychology, показывает: распространять «особенное знание» — в частности, новости вокруг и около теорий заговора — легкий способ почувствовать себя привилегированным меньшинством.

Когда появились «фальшивые новости»? Когда мы стали общаться в соцсетях.

Отличие № 4. Происхождение фейков

Есть целые фабрики вымышленных новостей, который притворяются СМИ. Западные National Report или News Examiner звучат похоже на названия солидных английских газет с историей (The Examiner, например — это реальная лондонская газета XIX века, где публиковались Диккенс и Теккерей).

Сайты под такими названиями ежедневно десятками производят новости под заголовками вроде «Охранник Смитсоновского музея арестован за секс с 2500-летней египетской мумией» или «Подросток погиб после участия в „Огненном флешмобе“ Facebook». Факты в этих новостях не искажены, а просто выдуманы от начала до конца.

Отличие № 5. Количество перепостов

Фэйк-ньюс добираются до первых 1500 адресатов в шесть раз быстрее, чем настоящие, а вероятность репоста у отдельно взятой фальшивой новости на 70% выше. Поэтому следите за тем, сколько человек скинули вам в личку очередной пост, который обещает богатство, если вы скинете его ещё шестерым друзьям.

Иллюстрация из книги «Максимальный репост»
Иллюстрация из книги «Максимальный репост»

Отличие № 6. Расплывчатые обобщения

Возьмите за правило сомневаться, когда слышите новость со ссылкой на «британских ученых» или «западные СМИ». «Западные СМИ рассказали о превосходстве Путина над лидерами крупных держав», «Западные СМИ прочат Владимиру Путину величайший дипломатический триумф». Встречали такое? При ближайшем рассмотрении оказывается, что СМИ, где «прочат» и «обсуждают гениальный ход», — это или газета коммунистов штата Висконсин, или блог сумасшедшего профессора. Но в телевизоре об этой детали обычно умалчивают.

Пропагандистам не обязательно распространять фальшивые новости — достаточно знать, что вы по ним кликаете.

Отличие № 7. Источник информации

Какая разница, где вы наткнулись на заметку про визит Путина в Шанхай — в газете, на экране смартфона, или её пересказал, бубня из-за спины, телевизор в парикмахерской? Большая. От канала передачи информации зависит, какие сообщения из тысяч возможных к нам добираются, что мы из них узнаём и, наконец, в какой степени мы им доверяем — сознательно или бессознательно.

Лучше, если вы узнаёте о чём-то от человека, с которым хорошо знакомы. Лицо и имя-фамилия рядом с текстом жирными буквами — главные критерии того, принимать ли во внимание написанное в заголовке и подзаголовке новости в вашей ленте новостей. Правдива информация только от тех, кому доверяешь. Но даже в этом случае лучше проверить первоисточник.

Врать трудно. Но если долго стараться, станет легче выдавать ложь за правду.

Не забывайте об этом, читая свои ленты в соцсетях и наталкиваясь на подозрительные слухи. Будьте бдительны и рассудительны, сомневайтесь во всём. А книга «Максимальный репост: как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям» поможет вам стать более избирательным в информации.