Необходимо ли осуществлять контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в период неблагоприятных метеорологических условий только с привлечением аккредитованных лабораторий?
Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
На основании пункта 2 статьи 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» порядок проведения указанных в пункте 1 данной статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 3 указанной статьи Федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами ис
В соответствии с разделом 4 РД 52.04.52-85 Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (утв. Госкомгидрометом СССР 1 декабря 1986 года) размер сокращения выбросов для каждого предприятия в каждом конкретном городе устанавливают и корректируют местные органы Госкомгидромета СССР в зависимости от специфики выбросов, особенностей рельефа, застройки городов и т.д.
При этом должно быть обеспечено снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы по первому режиму на 15 - 20%, по второму на 20 – 40% и по третьему на 40 – 60%.
Таким образом, объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий определяется по согласованию с Минэкологии Московской области с учетом снижения концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:
- для первого режима на 15 – 20 %;
- для второго режима на 20 – 40 %;
- для третьего режима на 40 – 60 %.
На основании абзаца 7 пункта 1 статьи 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 1 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
При этом в соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Таким образом, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий относятся к мероприятиям по охране окружающей среды.
На основании пунктов 2, 3 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, содержащую, в том числе, сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
При этом необходимо отметить, что в соответствии пунктом 4.2 ГОСТ Р 56062-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический контроль. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 9 июля 2014 года № 711-ст) (указанный ГОСТ применяется на добровольной основе и носит рекомендательный характер) одной из основных задач производственного экологического контроля является контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.
На основании изложенного контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в период неблагоприятных метеорологических условий является частью производственного экологического контроля. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, проводят производственный контроль в области охраны окружающей среды с использованием собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.