Динамика спроса на женскую одежду демонстрирует снижение покупательской способности населения. По данным опроса РБК Исследования рынков, каждая десятая россиянка за последние полгода, с сентября 2018 года по февраль 2019 года, не покупала себе одежду. В прошлом аналогичном периоде от приобретений воздержалась меньшая доля опрошенных женщин – 8,4%. Таким образом, несмотря на движение к стабилизации рынка и постепенную адаптацию россиян к новым условиям, пятилетнее сокращение реальных доходов населения продолжает оказывать влияние. Потребительское поведение стало более рациональным и сдержанным, а спрос зачастую остается отложенным в ожидании скидок и акций на необходимые вещи. Так, по словам президента Baon Ильи Ярошенко, «в условиях не растущего, а скорее падающего рынка цену диктует покупатель. А каким образом он ее получит – уже дело техники или времени: дождется глобального сейла или получит персонифицированное предложение».
Свитера, кофты и джинсы ежегодно возглавляют список самых востребованных женских вещей, что обусловлено как их соответствием сезону проведения опроса, так и в целом ориентацией потребителей на базовый гардероб и повседневный стиль. По словам Константина Надеждина, генерального директора федеральной сети off-price-магазинов Familia, на рынке наблюдается «мощный рост спроса на кэжуал: джинсы, различные модели футболок и толстовок (то, что сейчас называют свитшотами, худи, лонгсливами). Это тоже серьезный тренд нескольких последних лет». Так, согласно результатам опроса, довольно популярными остаются футболки, топы и брюки, в то время как платья, блузки и юбки приобретаются россиянками все меньше.
Самые низкие доли опрошенных женщин приобретали себе верхнюю одежду и деловые костюмы, что обусловлено дороговизной товаров и отсутствием необходимости частого обновления подобных вещей. В то же время на некоторые из этих категорий наблюдается рост спроса по сравнению с предыдущим годом. Так, доля покупательниц деловых костюмов увеличилась с 3% до 4% в 2018 году. Вероятно, данная динамика вызвана актуальными модными тенденциями, среди которых этот предмет играет заметную роль на протяжении уже нескольких сезонов подряд. При этом fashion-эксперты пророчат ему надолго остаться в числе современных основ женского гардероба. Все это побуждает рациональных покупательниц, следящих за модой, к приобретению в качестве обновки вещи, которая не потеряет свою актуальность со временем, и при этом является достаточно универсальной – подходящей для работы, светских мероприятий или повседневной носки. В свою очередь, рост востребованности верхней одежды скорее всего вызван проводившимися ретейлерами маркетинговыми акциями и сэйлами, направленными на повышение продаж в условиях задержки прихода холодного сезона. Те самые скидки, которых ждали потребители, позволили реализоваться отложенному спросу на дорогостоящие покупки. «Чтоб выполнять планы приходилось делать акции и давать покупателю дополнительные выгоды от приобретения верхней одежды в плюсовую погоду», говорит в интервью РБК Исследования рынков президент Baon Илья Ярошенко.