Найти тему

Что делать вместо критики (себя и других)

Продолжим тему про критику и самокритику. Начало тут

Мы говорили о том что критика ранит, демотивирует, невротизирует...  Но что же делать вместо критики?  Как отвечать на просьбы "Покритикуйте меня", как быть если Вы у себя заметили недостатки и начали себя ругать?

 Когда давным-давно я училась НЛП и коучингу, нас научили давать обратную связь высокого качества (ОСВК).  Я уже давно ушла от НЛП и коучинга в сторону глубинной аналитической психотерапии.  Однако принцип ОСВК  считаю "золотым стандартом", и на мой взгляд его полезно было бы внедрить везде - в семьях, в школах и университетах, на работе.  И я никогда не устану говорить об этом принципе.

Итак, вот как даётся обратная связь высокого качества:

  1. Сказать ,что было сделано хорошо.  Это обязательно, потому что когда Вы отмечаете то, что было сделано хорошо - то во-первых Вы поддерживаете ОКейность (человек воспринимает себя "я - в порядке, я окей"),  а во-вторых человеку важно знать свои сильные стороны.  Это становится его опорой, фундаментом, и он сможет это повторять и развивать в следующий раз.
  2. Сказать, что еще можно улучшить и как именно.  Здесь Вы даёте человеку направление для роста, для развития и улучшения.  Важно:  в этой части мы НЕ говорим "ты сделал это плохо".  Мы переформулируем: эту часть можно и нужно улучшить, вот так-то и так-то. Мы меняем подачу информации, и вместо того чтобы критиковать за ошибки и указывать на недостатки, мы показываем возможности для роста. 

Например, подруга просит Вас покритиковать фотосессию, которую она сделала.  Не воспринимайте слово "покритиковать" буквально.  Сначала скажите о том, что Вам понравилось: "Мне очень понравилось, как ты подобрала образы и локации для фото, особенно хорошо было в парке и в кафе". А потом скажите, что еще можно улучшить: "И на мой взгляд, еще можно поработать над позированием, я видела классную подборку видео об этом у такого-то блогера". 

Если Вы руководитель, и сотрудник принес Вам сделанную работу, в которой Вы видите недостатки, то возможно первой мыслью будет указать ему на недостатки и рассказать ему где он неправ. Но если Вы всегда указываете сотрудникам на недостатки, и никогда не говорите о том, где они сделали работу хорошо - то есть риск что они перестанут верить в себя, потеряют интерес к работе и мотивацию, и начнут всё делать как попало - ведь босс всё равно постоянно ко всему придирается и недоволен. 

(Когда у меня был бизнес, я именно критикой испортила отношения с несколькими сотрудниками, их первоначальный энтузиазм пропал, они стали работать как попало, а потом вообще пришлось с ними расстаться)

Поэтому вместо критики можно применить ОСВК: сначала говорите сотруднику, какие части работы он выполнил хорошо (чтобы он об этом знал и повторил это на том же уровне или лучше в следующий раз), а потом показываете ему, где и как можно улучшить (доделать эту работу или уже в следующий раз). 


Внимательный читатель наверно заметил, что про критику в этой инструкции по ОСВК ничего нет. Мы действительно нигде не говорим о том, что работа была сделана плохо или что фотосессия ужас-ужас.  И это не случайно. 

Это про бережное отношение к человеку, и это может быть для кого-то очень непривычно. Но стоит уделить этому внимание, чтобы перейти на такой способ давать обратную связь. 


Можно ли это применить к самим себе?  И можно, и нужно! Если Вам привычно критиковать себя и указывать на недостатки - попробуйте вместо этого обратную связь высокого качества для самих себя. 

Что Вы думаете об этом способе давать обратную связь, а не критиковать?  Насколько это для Вас непривычно? Будете пробовать это по-отношению к себе и другим? 

P.S. Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Также можете подписаться на мой Телеграм-канал, чтобы точно не пропустить новые материалы.