Сегодня стрит-арт принято считать уличным социальным искусством, которое способно поднимать сложные социальные вопросы и заставлять думать. Но чтобы заслужить такую оценку стрит-арту пришлось пройти не меньший путь, чем традиционному искусству.
Чтобы пройти путь от настенных рисунков в одну линию к монументальной живописи с перспективой и стать модным инструментом для инвестиций традиционному искусству понадобилось не одно тысячелетие. Стрит-арт прошел свою эволюцию от вандальских надписей в метро до современных шедевров и огромных муралов всего за полвека.
Такому бурному развитию стрит-арт обязан техническому и социальному прогрессу, а также последним революциям в искусстве. Он появился в то время, когда художнику нечего стало бояться, кроме полиции. Футуристы в своем манифесте призывали искусство выйти «на улицу», конечно же, не в прямом смысле, а образно, стать достоянием всех и каждого, а не ютиться в храмах, дворцах и виллах знати. Но они не подозревали к чему это приведет. Малевич, написав черный квадрат, разделил искусство на «до» и «после», порывая с традиционностью и делая первый шаг в сторону чистого творчества. Исчезли законы, каноны и какие-либо правила, по которым можно было судить и оценивать искусство, и отныне можно всё.
Если добавить к этому модернистскую архитектуру с её серым конструктивизмом и рационализмом, то получим массу людей, которых раздражают пустые и унылые стены.
Но любое событие в истории всегда имеет период младенчества, взросления и расцвета. Разница только в том, на сколько лет затягивается та или иная часть развития.
Младенческий период стрит-арта, как принято считать, начался во время Второй мировой войны, когда инспектор Килрой начинает рисовать забавного человечка и пишет фразу «килрой был здесь» на каждом ящике с бомбами.
Точно неизвестно, то ли это было связано с профессиональной деятельностью инспектора, то ли он хотел выказать свою определенную мысль, то ли рисовал от скуки, но рисунок и фраза обрела массовую популярность на целых 10 лет.
Вслед за ним, в конце 60х появились Julio 204 и Taki 183, которые не придумали ничего лучше, чем написать свой ник, добавить к нему номер улицы, на которой живут, и оставлять эти граффити где придется. Тем не менее, это дало толчок дальнейшему развитию направления.
Стоит ли считать их выдающимися художниками, основателями или банальными вандалами? Их вклад и фигуры останутся в истории, но их творчество вызывает сомнения.
Они скорее показали, что и как можно делать, что холстом может быть что угодно, но до настоящего искусства и его проблем творчеству этих ребят еще как простым каменным бабам до Джоконды.
Все 60-70 годы стрит-арт взрослел, большая часть работ представляла собой стилизованные каллиграфические надписи, популярные и по сей день, но уже появляются и более осмысленные изображения. В 1981 стрит-арт наконец получает признание и проводится выставка работ данного направления с участием известных мэтров, как Энди Уорхол, Уильям Берроуз, Жан-Мишель Баскиа.
С тех пор направление набирает обороты и входит в последний этап взросления, но вместе с тем на него накладываются санкции, выгоняющие его из дома — требующие уйти с улицы и метро, где зародился стрит-арт.
Конечно, нецензурная фраза на стене выглядит вульгарно, но кто может сказать, что лучше – пустая серая стена подземки или множество различных надписей в стиле Taki 183?
Тем не менее, сейчас мы без труда определяем где искусство, а где вандализм, по нашему субъективному мнению. Если вы покажете любому человеку огромный живописный мурал на 9-этажном доме и надпись на дверях поезда метро, он безошибочно ответит, что есть что.
Расцвет стрит-арта приходится на 21 век, когда он твердо стал на ноги. Художники-райтеры научились расписывать огромные многоэтажки, создавать удивительные 3д арты и общаться с обществом при помощи более осмысленных надписей на заборах.
Традиционное искусство так и не вышло в массы, как мечтали футуристы. Люди ходят в музеи и на выставки для селфи и общения, но это не те массы, а увлеченные живописью, скульптурой и другими видами искусства энтузиасты.
Насколько бы искусна ни была написана картина, сейчас сложно удивить необычным мазком или техникой. Важна внутренняя суть, идея работы и эмоции, которая она вызывает. Вместе с тем, какой бы силы ни имела картина, какие бы сильные чувства она ни вызывала и как бы сильно ни влияла на зрителя, в глобальном смысле она будет иметь небольшое значение, ведь её увидят только посвященные, те кто специально пришел посмотреть. Свое истинное влияние работа может обрести только став чрезвычайно популярной у коллекционеров и аукционов.
Может ли искусство все-таки достучаться до масс? И какое это должно быть искусство?
Можно привести в пример различные направления онлайн-арта, но даже самые талантливые и жизненные работы теряются в количестве информационного мусора, которым наполнен Интернет. Даже если работу увидит огромное количество людей, мы настолько привыкли к Интернету, объему и скорости появления новой информации в нем, что вряд ли придадим работе должное внимание.
А простая надпись, наполненная смыслом и написанная в проходном месте, где её смогут увидеть тысячи людей утром, по дороге на работу, и вечером, по дороге домой, потенциально может произвести гораздо больший эффект на социум, чем самый лучший шедевр в музее или Инстаграм.
Большую часть истории искусства, художники и скульпторы были высокооплачиваемыми ремесленниками. Когда искусство стало чем-то большим, художники стали творцами и начали поднимать насущные проблемы и социальные вопросы. Вопросы революции или крестьянского быта. Тем не менее, данные работы являлись простым отображением действительности и были доступы по большей части лицам более высокого социального статуса, чем те, кто был изображен на картинах. Возможно, некоторых такие картины трогали за душу, и они лучше относились к крепостным или рабам, видя их переживания и быт на холсте. Но такие работы все равно не могли стать причиной протестов и несогласий.
Стрит-арт в этом смысле кардинально отличается, от искусства прошлого. Он не требует больших затрат и доступен практически всем. Он достиг такого этапа развития, когда может доносить идеи, сегодня простые надписи на стенах – это бессмысленная вульгарщина и настоящий вандализм. Стрит-арт может общаться со всеми, он может отражать настроение общества, а может его формировать, указывая на те или иные вопросы.
Вам могут отключить телефон, заблокировать социальные сети или отключить интернет, чтобы вы не узнали последних новостей и мнений. По телевизору могут рассказывать, как всё хорошо, хотя вы знаете, что это не так, и пытаетесь ничего не замечать. Но выйдя на балкон или улицу и встретив работу Бэнкси, Bluwalls, Liqen Jakala и других талантливых райтеров, у вас появляется гораздо больше шансов узнать и задуматься о реальном положении вещей.