Доуле не особенно рекомендуется сопровождать подруг в родах. Эмоции ярче, сложно реагировать отстраненно и безоценочно, трудно удержаться от советов, особенно когда от тебя их ждут - ведь отношения совсем другие. И да, сами отношения тоже влияют: мы уже входим в роды с некоторыми штампами, которые укоренились за время дружбы. Может быть сложно о чём-то просить, может не хотеться предстать в каком-то виде, могут и старые обиды всплыть. В этот момент мы оголены, наши чувства обнажены, и отношения неминуемо выходят на новый виток! Так что есть и другая сторона: роды с подругой - это возможность дать куда больше, ведь ты знаешь человека рядом, ты его любишь. И возникает близость другого порядка. Это были мои вторые роды с близким человеком. Первый раз мощнейшее чувство я испытала, держа Аню за руку в операционной, второй - обнимая Ясю и качая её в своих объятьях. И оба раза, конечно, - когда увидела первые секунды жизни их малышей в нашем мире.
Мы очень ждали малыша Яси и Ромы, очень! И не только потому, что он сам по себе долгожданный, но и потому, что врачи сначала пророчили роды раньше срока, а потом начали сокрушённо обсуждать, что ребёночек растёт, а роженица наша хрупкая, и шансов на кесарево всё больше! Не передать, как мы обе справлялись с эмоциями... Яся готовилась к естественным родам осознанно и глубоко, а тут ошарашивают высокой вероятностью операции! "Я миниатюрная, но я могу родить сама! Мама смогла, и я смогу!" - "Сможешь, родная!"
Когда прошли все даты, которые она загадывала (изначально ПДР ставили на мой день рождения и годовщину свадьбы будущих родителей), осталось только довериться Вселенной. На самом деле к этому моменту мы только подобрались к полным 40 неделям (представляете, всего-то!), но напряжение звенело! Остроты моим ощущениям придавало ещё и то, что роддом находился на прямо противоположном конце Москвы, при этом и я, и он - за МКАДом. И вот, в час ночи, после ПДР, меня будит долгожданный звонок!.....
В час ночи, после ПДР, меня будит долгожданный звонок! Что-то начинается, ура! Обсуждаем ощущения, Яся отправляет меня спать, а сама обещает наблюдать и позвонить, когда появится динамика. Я долго не могу уснуть, кручусь, только проваливаюсь - меня выдергивает из сна кот, а следом дочь. Укладываю её и беру телефон. Яся пишет, что схватки усиливаются, но чёткого интервала нет, он ещё плавает: 5-3-6-4 минуты. Решаем, что я еду к ней домой, а там посмотрим. Времени 5 утра, думаю: как раз метро сейчас откроется. Пока душ, быстрый завтрак, сборы, Яся пишет: "Катя, бери такси!" Есть, босс! В 6.45 захожу к ней домой. Встречает меня расслабленная, красивая, спокойная, как удав, женщина в родах!! Свекровь и муж спят, Янка платье гладит, кошка в полном шоке наблюдает за тем, как она прерывается, дышит и трёт себе крестец. Я вижу хорошие такие родовые схватки, чувствую всё переполняющее счастье! В доме разлито умиротворение, моя сильная, уверенная в себе и своём теле девочка никого не будила, а проживала начало своих родов наедине с собой. Мягко спрашиваю, когда в роддом? - Пора!
Пока Яся в душе, просыпается свекровь, встречаемся в коридоре, она сразу становится взволнованной, и дальше сборы идут в темпе! В 7.10 мы готовы, муж уже в машине, и тут на моменте натягивания носков отходят светлые воды! Чудесно - ликует душа! Свекровь провожает нас со слезами на глазах. Всё прекрасно, говорю я, ждите внука или внучку (да-да, мы не знали, с кем предстоит встреча). Садимся в машину, ехать 40 минут, схватки становятся регулярными, интервал 4 минуты.
В 8 улыбчивая Яся вплывает на территорию Зеленоградского перинатального центра. Солнце, голубое небо, розы цветут! Посмотрите, какая она счастливая, расслабленная, какое-то безграничное счастье! И вот, осмотр...
8 утра, мы в роддоме, осмотр - раскрытие 4-5 см, ура! Мы вступаем в активную фазу родов. На часах 9, мы в родбоксе, он такой уютный (по ОМС), есть фитбол, на шторах жалюзи, которые я опускаю, создавая приглушенный свет. Доктор ставит КТГ лёжа, но через 15 минут разрешает двигаться как угодно, насколько позволяет шнур. . Немного стоя, потом пробуем стульчик для вертикальных родов - нет, и вот устраиваемся на фитболе. Яся качается, держась руками за кровать, между схватками отдыхает, кладя голову на руки, я сзади массирую крестец, разминаю плечи между схватками. По палате плывёт запах лаванды, из телефона доносится лёгкий лаундж. Только мы расположились, в 9.40 заходит дежурный врач провести осмотр. Удивлённо поднимает глаза:
- Вам что, не больно?
- Нет. Я просто чувствую вашу руку. (вот это невозмутимость, Яся, я внутренне улыбаюсь во весь рот))
- А во время схватки? (доктор это имел в виду)
- А, ну во время схватки да, больно, ну я дышу.
- У вас 7-8 см, при таком раскрытии женщины уже кричат и требуют вколоть им любое обезболивающее. Ну хорошо, дышите.
Мы возвращаемся в предыдущее положение, интервалы немного сокращаются, ощущения нарастают. Даю в руки массажный мячик, чтобы он переключал внимание мозга на себя. Яся начинает стонать, я подхватываю, и мы вместе переходим с высокого звука на низкий - гудим. Гудим в унисон, сливаясь, растворяя в звуке боль, открывая малышу путь. Иногда к гудению примешивается пение, я восхищаюсь тем, как моя родная спокойна, как она чувствует себя, как ведёт малыша по его пути. Вот 4 схватки разом, одна за другой, без перерыва, а она просто встречает их, пропускает через себя - и отпускает! "Я представляю, как плыву через любимый Боко-Которский залив... Он узкий, но это только кажется. Надо просто переплыть, и я плыву". У меня мурашки... Никаких моих визуализаций не нужно - всё сама!
В 11.15 заходит врач - раскрытие полное, голова низко. Молодцы! Работайте. Врач уходит. Потужных ощущений пока нет совсем, мы возвращаемся на фитбол, я сажусь сзади, и Яся облокачивается на меня. "Катя, мне так хочется спать, я не могу бороться!" Обожаю эти слова в родах! Полное доверие себе и расслабление, гормон релаксин на полную. Спи, моя хорошая. Мне часто не верят, когда я рассказываю, что женщины спят в родах, но это и правда случается, причём довольно часто! Позже Яся рассказывала, что ей снились выборы в Госдуму и биография Максима Горького! Угадаете, почему?)) . Я качаю свою подругу в объятьях, окутываю материнским теплом, такая нежность накрывает. Да, физически это сложновато - мне нужно ногами ещё придерживаться фитбол, спина устаёт от тяжести её тела. Но чувство покоя бесценно! На схватку расслабленное тело приходит в тонус, Янка подбирается, мы начинаем вместе гудеть и петь, пытаемся дуть, чтобы опускать головку ниже, но пока выходит не очень. В какой-то момент схватки затихают... Такое бывает перед потугами - организм берет передышку, чтобы набраться сил. Яна спит, облокотившись на меня, я слежу за ктг, вижу, как начинается сокращение матки и тут же сходит на нет... И так раз за разом... 10 минут, 15... Понимаю, что нам поставят слабость родовой деятельности и будут стимулировать, прошу Ясю разрешить телу перейти к потугам, уговариваю сменить позу, она сопротивляется:
"Я сплю, так хорошо!" - "Ещё бы! Схваток-то у тебя нет!"
Только сажаю её обратно на фитбол, как накрывает мощная схватка, ура!
"Кать, а у меня не будет кесарева, я смогу сама?" - "Да!!! Конечно, сама! У тебя уже полное, и голова низко. Малыш проходит через косточки, все хорошо, мы в самом финале!"
Приходит акушерка, кладёт Янку на бок, следом мы встречаем и потужные ощущения. Принимаемся дуть на схватку, чтобы опустить малыша. В ход идёт коктейльная трубочка (ох, как она помогла, по словам моей роженицы!). В какой-то момент Яся открывает глаза, смотрит на меня и чётко говорит: "Я хочу умереть."
Я немного в шоке, потому что видели бы вы, как спокойно и сосредоточенно она работала в родах, и даже умудрялась на полном раскрытии на схватке отвечать на вопросы врача! Но я знаю, что эти мысли часто приходят к женщине перед встречей с малышом, успокаиваю, хвалю. Ближе к 13 заходит врач и, оценив частоту схваток (а они были довольно редкие - раз минуты в 4-5), предлагает стимуляцию окситоцином. С первых капель схватки становятся чаще, и вот уже показывается головка! "Кать, уже точно не кесарево?!" - я смеюсь. Как сильна мысль, если она укоренилась в нашей голове! "Ян, я вижу малыша! Ты скоро его обнимешь!" Чередуем выдувание в трубочку и вытуживания, Яся профессионально жонглирует разными видами дыхания, слушая акушерку, и вот в 13.35 выныривает наш.... Наш мальчик!! Марк Романович!! Слезы на глазах, счастье в сердце, столько любви в воздухе разлито! 2 часа дали малышу обниматься с мамой (взвесили и измерили потом, забрали лишь на минутку, чтобы обтереть и обрезать пуповину), я поила Янку волшебным чаем, кормила финиками, мы тут же приложили малыша к груди, и все были так безгранично счастливы, что не верилось, с нами ли это!!
Когда я шла в роды с Ясей, я боялась, что её желание всё делать правильно, её умение всё держать под контролем, её рациональный подход будут мешать течению родов... Но я увидела другое: как эти качества позволили ей органично проживать процесс, оставаясь самой собой! Какой она была сосредоточенной и спокойной дома и в роддоме, как общалась с врачом - в вежливом внимательном диалоге, как реагировала на мои слова и движения, как всё было под контролем и в то же время расслабленно, умиротворенно, с глубоким доверием. А в моем сердце всё расцветала благодарность за оказанное мне доверие - быть рядом и разделить появление её сына на свет. . Спасибо тебе. Люблю.