Найти тему
Интересная фантастика

Шедевры советской фантастики. "Трудно быть богом".

Здравствуйте, уважаемые читатели. Если вообще возможно говорить о «главном» произведении отечественной фантастики, то это «Трудно быть богом» Стругацких. Вернее не так, Аркадий и Борис Натановичи Стругацкие до сих пор являются знаком и брендом нашей фантастики, что не умаляет значение других авторов. А их знаковое произведение, именно эта повесть, притом, что Стругацкие написали многое что, по крайней мере, не уступает. Вот так, почти политкорректно, попытался извернуться.

Сложно делать обзор на книгу, которую несметное количество раз обсуждали и говорили про нее. Почему сам взялся за это дело? Захотелось. Обдумал – стоит или нет, решил, почему нет?! Канал «Интересная фантастика» уже достаточно самодостаточен. Пиара на известном произведении не будет. Ну а если обзор не получится – будет еще один из сонма подобных. Иными словами, почему бы благородному дону не поговорить за книгу?!

Сначала очень кратко о сюжете, вдруг есть такие люди, кто не читал. Далекое будущее. На Земле наступает коммунизм, все проблемы общественного развития решены, каждому по потребностям, от каждого по труду. Люди устремляются в космос и находят братьев по разуму.

На одной из планет обитает человечество аналогичное земному. Оно находиться на уровне развития, соответствующем эпохе феодализма на Земле. Земляне внедряют в общество местных, наблюдателей, которые фиксируют ход развития и стараются не вмешиваться . Даже если и происходит какое-то влияние, оно очень аккуратное, минимальное. Способное дать плоды в далеком будущем.

Антон, один из наблюдателей в одном из местных государств – королевстве Арканар. Под личиной аристократа, дона Руматы. Королевство испытывает жёсткий соц. – экономический кризис. Правит в нем от лица короля, некий серый кардинал, «орел наш» дон Рэба, первый министр короля, на первый взгляд (но, только поверхностно) аналог земного герцога Ришелье. Однако, если Франция времен Ришелье, находится на подъеме, то в Арканаре иная ситуация. Недовольство шир.нар. масс умело направлено доном Рэбой на ученых, грамотных людей, мастеров своего дела и прочих «интеллигентов». В королевстве бесчинствует созданная властью организация Серых Штурмовиков.

Антон – дон Румата, должен только наблюдать за течением событий. Земляне также помогают спастись от смерти наиболее выдающимся людям этого мира, от беснующейся толпы и серых штурмовиков. Это все. В остальном полное невмешательство.

Живя в том или ином обществе и окружении, человек рано или поздно приобретает привязанности, дружбу, любовь. Не обошло это стороной и Антона – Румату. Трудно оставаться бесстрастным, хладнокровным наблюдателем, когда это касается твоих близких. Любому человеку и Румата не остался исключением.

Изображение взято с ресурса Яндекс.картинки
Изображение взято с ресурса Яндекс.картинки

Не буду долго говорить и о достоинствах произведения. Погружение в мир Арканара полное. Одна из немногих отечественных книг жанра, не уступающая, как минимум, творчеству самых именитых мировых мастеров.

Ну а теперь немного о моих «выводах». Много написано о нравственном выборе, о том, что такое быть Человеком и прочие такие вещи когда обсуждают повесть. Тут ничего нового я не выскажу.

Мне интересней поговорить об эпохе, о времени, когда авторы смогли поставить такие вопросы, о допустимости вмешательства с благими целями, свободе воле тех, к кому вмешиваются и пр. И вот что я подумал камрады, с точки зрения нашего времени, начала 21 века, это абсолютно бессмысленные вопросы. Вообще. Ни о чем. Книга великолепная, как представитель жанра – почти гениальная. Но вопрос прогрессорства на повестке не стоит. Немного раскрою свой тезис.

Что такое советский взгляд на историю? На развитие? На Общество? Согласно марксистскому пониманию истории это линейное развитие. Первобытно-общинный, родоплеменной строй, затем следующая ступень развития – рабовладельческий, который сменят феодализм. Феодализм преобразуются в буржуазный строй – капитализм. Более высокой ступенью становится социализм. Ну а дальше, коммунизм – бесклассовое общество равенства и братства. И человек воспитывался в такой парадигме с детства. Отсюда вопрос, что будет в будущем, как мы будем помогать другим. Он совершенно органичен для советской картины мира.

Понятно, что обыватель не думал об этом, он думал, как достать сервиз, одежду и бытовую технику, отстоять очередь за продуктами. Ну и как все люди мира, провести свободное время в соответствии со своими взглядами, там с семьей и пр. Как тогда говорили – мещанство (ничего плохого в мещанстве, кстати, не вижу). Но, мы говорим не про обывателей, а об интеллектуальной элите, или по-нашему, «интеллигенции», которая задумывалась про «высокое».

По иному, Стругацким удался великолепный роман, как литературное произведение. Однако, описанная в романе проблематика, вполне типична для интеллигента с советским образованием, живущего в шестидесятых, семидесятых. Нет ничего необычного в том, что советский фантаст этого времени, задает такую тематику.

Нам современным, все это бесконечно далеко, хотя по историческим меркам, не так много времени прошло. Почему так?! Да потому что, с ясной картины предназначения нашего общества, строителей коммунизма, мы вернулись в 19 век. К извечным вопросам русской интеллигенции. Опять же оставим за рамками мысли обывателей, мы о думах высоколобых говорим. Вопросы эти просты - «Кто мы»? «Кто виноват»? «Что делать»?. Только, если в веке девятнадцатом, это было обсуждение дворян, переписка Белинского, Герцена, Чернышевского, труды западников и славянофилов и т.д. и т.п. . То теперь, все упростилось, есть соц. сети и прочее. К этому, может подключиться и обыватель, чем многие с удовольствием занимаются. Выше обсуждения нашего места в современности, истории, осмысления нашего прошлого, дискурса нет и не может быть. Всем этим занимаются быковы и акунины с одной стороны, а там, прохановы и прилепины с другой. Кто мы – часть Европы, или уникальная суверенная культура. Соответственно и фантасты тоже самое. Хотя наш жанр очень сильно коммерциализировался. Но, при этом, тоже можно рассмотреть «злобу дня» - кого гонять попаданцу – Троцкого, Ленина и Ко за ради хруста булки в России, что мы потеряли… Или выводить на чистую воду Хрущева, Горбачева или «шта понимаешь» Бориску. Еще бесконечно печалиться тупиковому тоталитаризму, чем занимается талантливый Андрей Лазарчук, например.

В такой ситуации Богом быть не трудно, спросите у попаданцев.

На этом все. Читайте фантастику.