Найти тему
Воз сена

«МОЗГОВНЯ»

Худ. Д. Брайерс
Худ. Д. Брайерс

Вспомнился профессор, который читал лекции по психофизиологии. Любимой его темой был «мозг». С «мозга» он начинал каждую лекцию, а затем переходил к другим органам и системам.

Нередко лекции профессора носили натуральный характер. Он выбирал персонаж и рассказывал, что происходит в его мозге, организме и психике в течение дня.

Среди персонажей были и студенты. И когда профессор рассказывал о психофизиологии «ленивого» студента, он называл его мозг «мозговней».

Из его лекций студенты узнали, в том числе о психофизиологии мужского и женского мозга. Эти знания сохранились в памяти до сих пор. Наверное, потому что профессор использовал научно обоснованные педагогические методы в преподавании.

Автор решил поделиться воспоминаниями о любимом профессоре, дополнив их собственными размышлениями о педагогике профессионального образования.

Согласно психофизиологическим исследованиям, женский мозг настроен на запоминание всей информации, которую подает (передает) преподаватель на занятиях. Иначе говоря, женский мозг старается «консервировать» практически любую информацию, чтобы потом ее пересказать. Так «консервирование» становится определяющим способом накопления знаний у женщины, приводящим к консерватизму.

Женский ум консервативен.

Женский ум состоит из чужих знаний и собственных хитростей, а должен состоять только из доброты для всеобщего счастья. Это – психофизиологическая «аксиома», с которой не хотят мириться «интеллектуальные» женщины.

Мозг мужчины просеивает подаваемую информацию, оставляя в памяти «нужное». Чтобы просеять и присвоить нужную информацию в голове мужчины есть концепция (идея, взгляд, подход) и способности к анализу и синтезу (резюмированию). Таким образом, мужчина в отличие от женщины не замусоривает свой мозг чужой (нередко ложной) информацией, а оставляет в голове место для собственной – продукту резюмирования.

Мужской ум креативен.

Все лучшее в мире создано умом и руками мужчин, но под влиянием любви к женщине. Трудно не согласиться с этим тезисом (доказательств слишком много). Но даже признание определяющей роли женщины в созидательной деятельности мужчин, не устраивает «интеллектуальных» женщин. Наверное, потому что они не относятся к женщинам вдохновительницам мужчин.

Профессор по понятным причинам критически относился к преподавателям женского пола. На его кафедре женщин не было.

Дело в том, что даже получив ученую степень (чаще всего, не без помощи мужчины), женщина начинают преподавать, главным образом пересказывая чужие тексты, требуя от студентов пересказа пересказанного. А ведь «линейный» способ подачи информации (от темы к теме, без интеграции) является самым непродуктивным (а точнее, репродуктивным) способом преподавания. Именно с ним связана нарастающая профанация в системе профессионального образования.

«Есть разные степени знания. Полное знание есть то, которое освещает весь предмет со всех сторон. Усвоение сознания совершается концентрическими кругами».

Эта мысль принадлежит Толстому. Судя по всему, профессор, который нередко для психофизиологического анализа использовал литературных героев Толстого, руководствовался именно этой педагогической идеей писателя-философа.

Концентрический (он же одноцентрический) подход в освещении предмета (по Толстому) можно представить в виде ядра, в котором заключена идея (концепция) предмета и которая должна излагаться в первую очередь. А далее на это ядро кругами должна наслаивается дополнительная новая информация, в результате чего формируется информационный ком, дающий полное знание о предмете.

Понятно, что такой способ преподавания наиболее перспективен и очень сложен. Соответственно, он может быть реализован только человеком с научным (исследовательским) складом ума, иначе говоря, мужчиной. И то – далеко не каждым.

Профессор психофизиологии, как можно было понять, принадлежал именно к таким преподавателям.

Автор посчитал нужным написать о любимом профессоре накануне нового учебного года.