Найти тему
РЕКОНКИСТА.

Коңғырат.

Конгираты , одна из многочисленных и крупных племен тюркского мира. Они вошли в состав практический всех тюркских народов. Они есть в Крыму , у татар , у узбеков, у казахов , у каракалпаков , так же отмечены в составе касымовских татар. Но при всей этой многочисленности и вездесущести являются очень плохо изученными.

Поэтому-то я сегодня решил выложить на суд образованно публики свое видение истории конгиратов. Сразу оговорюсь , это субъективное, больше направлено на то чтобы дать толчок для поисков в этом направлении. Думаю что это так же поможет людям впредь не путать киданей с найманами , замечено, таковое имеет место быть.

Итак, приступаем..
«Загугливание» даты выхода конгиратов на историческую арену ничего не дает , в «вики» дается одна дата :«Кунграты впервые упоминаются в 1129 году.» , а в другом источнике говорится о 1125-м годе : «Этноним конрат восходит к монгольскому(!...) племени хонкират, упоминаемого в китайской «Ляоши» (1125 г.)». Неужели вопрос настолько плохо изучен, что даже не могут договориться о датировке ? Что мешало ученым мужьям обратиться к источникам по истории Булгарского каганата? Ведь там по-любому должны быть упоминания о конгиратах. Ну да ладно...

Открываем третьи том «Джагфар тарихы» , а там читаем :
«Курбат Кюнграт или "Кубрат", Курт, Хор (593-653 гг.). Старший сын Албури. В момент гибели отца был еще совсем юным. До повзросления Курбата Булгарским бейликом правил от его имени родной брат жены Албури - Юрган (Бюрган) Телес. Юргану пришлось заново воссоздавать Булгарский бейлик, распавшийся после смерти Албури "на 60 уделов (тюб)". Когда Курбат повзрослел, Юрган добровольно передал ему власть над воссозданным им бейликом. Жизнь Юргана вошла в булгарскую историю, как пример бескорыстного служения родному народу, родной стране. В память о нем и его сестре - своей матери - Курбат назвал себя именем их рода Кюнграт, которое византийцы переделали в "Кубрат". После смерти Юргана Телеса Курбату служил сын Юргана - Билиг. В одном из сражений Билиг, спасая Курбата, погиб, а Курбат усыновил двух сыновей Билига - Лачына и КызылКубар. Родных детей у Курбата было трое: Атряч Катраг, Бат-Боян и АтиллеАспарух. При Курбате пост главы "большого совета" великих буляр-"телеса" - занимали представители рода Кюнграт... Глава правительства назывался капаган или караган... Телес был и главным судьей ("иджик" или "идик")... Наиболее знатным родом считался барын, к которому относились все аристократы. Его называли также "бишермэн"... После него наиболее знатными были три рода: Кюнграт, Ширак или Ширин и Хин...»

Как видим , первые упоминания о конгиратах можно отодвинуть вплоть V века. Это только по зафиксированным данным , а на самом деле общность конгиратов несомненно древнее , возможно , даже на тысячелетия .

Следует добавить что в выше приведенном пассаже речь идет о европейской локализации конгитратов . Видимо , эта та часть Готов которые невзирая ни на что не откочевала в Азию , я имею в виду сумятицу и междоусобицу возникшую после смерти Атиллы (март 453 года). Действительно , после смерти Атиллы был массовый исход племен асс-албанского круга обратно(?) в Азию . На европейской части это привело к сильному ослаблению Булгара (Скифии),она уже не могла навязывать свою волю Восточной Римской империи , так же потеряла контроль над территорией Германии . А на азиатской части это привело к череде возникновении Тюркских каганатов, в том числе Хотского(катайского) государства Ляо на территории современного Китая. Конечно , все это растянулось на 5-6 веков, но все же, изначальный импульс был дан откочевкой из Европы.

Косвенное подтверждения массовой перекочевки из европейской части сохранились и в «Чингис каганнын кузауру». Прямо в самом начале повествовании говорится о том что Куа-Марал была с побережьи Каспия , а Борте –Шона был уроженцем Жаика :
«1-үзіктің қытайшасы: 当初元朝的人祖。是天生的一个苍色的狼(Бөрте-Шона)。个惨白色的鹿(Қауа-Марал)相配了。同渡过腾吉思(Теңіз)名字的水来。到于斡难(Өнен) 名字的河头。不儿罕(Бұрқан)名字的山前住。着。产了一个人名字唤作巴塔赤-罕

(Баташ-Қан)。

Күллі тұрақ КӨК-ТӘҢІР аясында болмақ!
Жайықты төлі Бөрте-Шона әзім еді де, жұбайы Құба-Марал (Қуа-Марал) Теңіз (Кәсби) тумасы болатын. Олар, Өнен-Мұранның (Іле өзенінің) бастау алатын жеріндегі Бұрқан-Қалдын атты тауға келіп орда тікті.Сол арада Баташ-Қан деген перзент сүйді.(А . Тлеуберды).»

Для тех кто не читал мои предыдущие работы поясняю: Готы или же Хоты /Хотраги, тюрки хунского происхождения , они же Катаи, они же Кидане. Утверждения что Кидане были тунгусоязычными являются не более чем заблуждением и профанацией , Кидане всегда были и есть – тюрки!
История конгиратов тесна переплетена с историей катаев, возможно так, что «конригат» являлся вторым названием катаев , но это все пока на уровне предположении...
О том что конгираты были в составе катаев пишется и в «Ляоши» , привожу отрывок из работы Г. Б. Хабижановой «ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В X-XII ВВ.»:
«В X в. этническая карта Центральной Азии выглядела следующим образом. Кидани были компактно расселены на территории современного Дунбэя и частично Автономного района Внутренняя Монголия. Юго-западнее киданей жили хи (татаби), родственные киданям, состоявшие из пяти или шести племен.
Возле отрогов Иныпаня кочевал переселившийся с севера аймак татаней, в Восточной Монголии - олхонуты. Отдельные группы южных шивэйцев есон-татар (девять татар), присоединенных к киданям в конце IX - начале X в., жили среди киданей, но их основная масса кочевала возле оз. Буир-Нор. Между р. Оршунь и оз. Хулун обитало татарское племя тэрат, а в районе между р. Оршунь и Халхин-Голом кочевали унгираты. Оба эти народа были включены в число собственно киданьских (внутренних, по терминологии “Ляоши”), т.е. причислены к киданям, что давало им преимущества по сравнению с племенами, не входившими в состав киданей.( 41-стр)».

Здесь следует обратить внимание на «олхонутов» и «унгиратов». Подобное прочтение является следствием ошибок транскрибирования и полным игнорированием особенностей передачи китайцами звуков қ, ғ, к, г. Все это хорошо расписано у Тлеуберды Абеная :
«Баста айқанымыздай: көп жерде, Түріктің көмей дыбыстарына (қ, ғ, к, г т.б.) қытайша еріндік дыбысқа келетін пішікті балама еткен. Мысалы: Қоңырат дегенді Ұң-жій-ла-тій, Таңғыт дегенді Таң-у-тій деп аударады. Мұнда да «Құл-» буынын «斡勒» (О-лы) деп баламалапты...».

Речь идет о такой особенности китайцев , что звуки қ,ғ,к,г передаются посредством «огласованных» иероглифов , если можно так сказать.
Так что ,то что транскибировали как «олхонут» и «унгират» следует читать как «колхонут» и «кунгират». Все бы ничего, но в «колхонутах» закралась еще одна ошибка . Ее звучание было притянута к звучанию «олхонутов» из «Чингис каганнын кузауру». Видно что горе-переводчики придерживались принципа «безобразно, но однообразно !» . Вполне возможно что из «Ляоши» этот этнотермин могли транскрибировать как «олЧонут», или же «колчонут» , но договорились что это будет «олхонут».

Дело в том , что изначальный текст «Чингис каганнын кузауру» был написан арабским алфавитом. Когда китайцы перекладывали ее на иероглифы , этноним «кулчынты» был прочтен без учета диакритического знака , без точки под буквой «ч». Без точки снизу «ч» читается как «х» , что дало на выходе не «кулЧунты» , а «кулХунты». Это все усугубили китайской «огласовкой» , и пошла- поехала гулять из книги в книгу «народ олхонутскыйя..».
Но лучше об этом словами Тлеуберды :
«...Жоғарыда айтқанымыздай, ақиқи түпнұсқа арап әліппесінде болғаны осы арадан да нақты аңғарылады. Мұнда да «ж » дауыссызы мен « ч» дауыссызының орны ауысқан және бұл осы дәстүрдегі кең етек алған құбылыс.
Әрі осының салдарынан түрікшедегі «ж» және «з» дыбыстары да алмасып кетіп жатады. Сондай-ақ, «қ», «ғ» қатарлы көмейлік дауыссыздың орнына қытайша «w» (у) дыбысын қолдану құбылысы да жүзбереді. Егер, осы заңдылықтарды қатаң қадағаламаса, аударма дөйдалаға лағып кетеді. Айталық, Қоңырат деген арыс аты: «Ұңғұрат» не «Ыңғыраты» болып адам танымастай өзгеріп кетер еді.(106 стр.)

И еще :
«(052-4). 斡 勒 忽 讷兀 惕(О/Қ/-лы-ху/чу/-ны-у-ты)– Құлчұнты–

Құлшынты– Құлщығаш.
Баста айқанымыздай: көп жерде, Түріктің көмей дыбыстарына (қ, ғ, к, г т.б.)
қытайша еріндік дыбысқа келетін пішікті балама еткен. Мысалы: Қоңырат дегенді Ұң-жій-ла-тій, Таңғыт дегенді Таң-у-тій деп аударады. Мұнда да «Құл-» буынын «斡勒» (О-лы) деп баламалапты. Онымен қоймай, арап әліппесіндегі « ч» әрпіңің астындағы нүктені ескермей, «х» деп оқыған. Соның салдарынан «忽» (ху) деген пішік келіп шыққан. Осыдан барып, әдебиеттерде «олхонот», «олқұноуыт» қатарлы аудармалар пайда болды. Біз де, алдыңғы кітапта «Ұлғынты» деп берген едік. Бұл жолы, жоғарыдағыдай салыстырмалы талдау арқылы «Құлшынты» деп аудардық. Бұл, Қоңырат арысының руы екені Рашид-ад-Діннен жақсы мәлім. Ал, осынау ру аты кейінгі кезде «Құлшығаш» болып қалыптасқан. Бұлар, қазырғы Қоңырат арысындағы Көктіңұлы саласының үлкен бір ру саналады. Ол туралы алда да тоқталамыз.(131 стр.)»

Вроде, разобрались с «олхонутами» и «унгиратами» , теперь давайте двигаться дальше !
В выше приведенном отрывке из работ Г.Б. Хабижановой есть формулировка « причислены к киданям..», то есть , речь о том , что конгираты были всего лишь причислены к киданям. Но так ли это? Может кидане как раз и есть конгираты? Может Г.Б. Хабижановой чуть-чуть не хватает смелости?
Теперь я объясню почему кидане в своей общей массе могли быть конгиратами . Надеюсь, все помнят о том что незадолго до рождения Чингисхана кидане были разбиты чжурженями и отхлынули в Среднюю Азию ? Государство которое они возродили здесь, в Средней Азии ,в мусульманских хрониках названа Каракитайским ханством . Но сегодня «каракитаев» практический нет , зато на тех же территориях здравствуют многочисленные конгираты.
Тут я хотел бы внести небольшое дополнение к выше написанному . Ничто бесследно не исчезает ! Все равно где-то, как-то сохраняются архаичные названия . О некогда существовавшей общности китаев , об их мощном государстве нам сегодня напоминают названия племен такие как «катаи» у башкир, «китай-кипчаки» которые есть у узбеков, так же и у киргизов. Об этом же напоминают названия мелких родов содержащие в своем названии компонент «китай».

Ну а теперь об этимологии этнонима «конгират». Лучше всех ее смог объяснить Тлеуберды. Думаю нет нужды тянуть кота за хвост ,и поэтому вашему вниманию :
«..Ал, Қоңырат сынды осынау арыстың атына келсек: ол, әсте «қоңыр жылқы» деген сөз емес. Олай деп жору, аса күлкілі жадағайлық болар еді. Осынау елесім, тұп-тура күллі тарихқа әйгілі «Хұн» (Ғұн) ұлысының атынан келіп шыққан. Олардың тубастағы есімі «Құнғырат» болған. Оның түбірі «құн»,яғыни аспандағы жарық көзі дегенді білдіретін «күн» затесімінің жуан дыбысты түрі. Біз, «Ата жазу алыстан сыр қозғайды» деген кітабымызда, ежелгі түріктік сөздердің бір талайы бір жуан дауысты, бір жіңішке дауысты егіз болады деген едік. Айталық: «үлкею» және «ұлғаю» дегендей. Оған «мәңгі тас» мәтіндеріндегі «қоп»– көп, «қоқ»– көк қатарлы сөздер де куә.

Сөйтіп, күн дегенді білдіретін «ҚҰН» түбіріне «-ғыр» немесе «-ғар» жұрнағы жалғанып: «Құнғыр», «Құнғар»– күн текті арыс, күн текті ұлыс деген мағынадағы елесімдер (этнонимдер) шыққан. Келесі қадамда оларға, «-ат» немесе «-ия» (-ыйа): «Құнғырат», «Құнғария»– күн текті арыстардың негізгісі, күн текті ұлыстар құрған мемілекет сынды келесі елесім туындаған.

Құңғариядан мирас болып орталық еуропада Венгрия қалды. Әрине, олардың аты солай болғанмен заты мүлде басқа.

Ал, «Құнғырат» тілдің дамуына сай өзгеріске түсті. Өйткені, ол Түріктің өз ішінде сақталғандықтан тіліміздің өзгеріс заңдылығына үйлесуі керек еді.

Оның өзгеріс барысы шамамен мынадай: Құнғырат– Құңғырат– Қоңғырат– Қоңырат. Демек, Қоңырат арысы заманындағы ұлы қағанаттың (империяның) Қазақ арасындағы төркіні деген сөз. Басқаша айтқанда, сол ұлы Ұлыстың ноқтағасы осы Қоңырат арысы болған. Сол себепті де, өз атын сақтап біздің заманымызға жеткен. Бір бұл ғана емес, тарихтағы көптеген ұлы мемілекеттердің аты Қазақ және басқа түріктердің арасында сақталып келеді.

Тек тілдік немесе өзге де тұрғыдан жете зерттеу керек. Айталық: Сақ– Саха, Үйсін, Қаңлы, Керей, Алшын т.б. Міне осының барлығы түрік халықтарының,жүйеден, Қазақ халқының қаншалықты тамырлы, текті ел екенінің ең жарқын айғағы.»

Как видим слова «Хунгар» и «Қоңғырат» являются словами одного ряда , и в своей этимологии восходят к слову «күн». Тут Тлеуберды немного «не дожал» тему.... (Никогда не любил поправлять людей , которых уважаю..).
Морфемный корень «құн»/ «хун» восходят не к «солнцу» , а к «қияну». «Қиян» в свою очередь является множественным числом понятия «қай», то есть «змея».