Найти тему

Прямиком в Подземное Царство, или как строится метро

Метро в Берлине
Метро в Берлине

Когда строятся дома, мы, несмотря на стоящие по периметру заборы, можем видеть процесс и результаты строительства. Но когда строят метро, у нас нет возможности наблюдать за тем, что там происходит, во-первых, из-за ограждения, во-вторых, из-за того, что работы ведутся на ужасающей глубине. Попробуем немного приблизиться к загадке строительства станций и тоннелей метрополитена.

Метро делится на два типа: мелкого и глубокого заложения.

Для возведения станции метро мелкого заложения вырывают открытый котлован и ставят расстрелы – распорки, которые не дают стенам котлована обвалиться. Глубина может достигать размеров пятиэтажного дома.

Тоннель прокладывается с помощью ТПМК (тоннелепроходческого механизированного комплекса), который работает по принципу корабельного червя. Английский инженер Марк Брюнель обратил внимание на то, как моллюск прокладывает себе дорогу сквозь древесные волокна с помощью покрытой мощным панцирем головы и оставляет на стенках специальных скрепляющий состав. Изучив поведение червя, учёный запатентовал огромный чугунный щит, проталкиваемый под землёй мощными домкратами. С помощью того же механизма стены тоннеля обкладываются тюбингом – изогнутыми бетонными плитами с герметичной состыковкой.

-2

Лишняя земля вывозится специальным составом, краном поднимается на поверхность вместе с вагоном, высыпается в специальную яму и уже оттуда несколько раз за день транспортируется на грузовиках.

Метро в Бруклине
Метро в Бруклине

При строительстве станций глубокого заложения работы ведутся практически вручную: с помощью лопат, отбойных молотков и направленных взрывов. ТПМК здесь не помогает из-за большой плотности грунта.

Сначала выкапываются технические тоннели (выработки), ведущие вокруг будущего тоннеля метро. После окончания работ, они будут засыпаны. Потом уже строятся станционные тоннели, платформа и тягово-понизительная подстанция, дающая напряжение на рельсы и обеспечивающая движение поездов.

Земля из метро вывозится так же, в специальных вагонах, потом высыпается в контейнер и утилизируется.

Для крепления стен в глубоких тоннелях используется уже не бетонный, а чугунный тюбинг, способный выдержать большое давление.

Метро в Стокгольме
Метро в Стокгольме

Так строится метро во всём мире. Также на канале уже есть статья про то, как строятся мосты.

Если вам была интересна статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.