В общем-то я не любитель критиковать стандарты образования, ведь их придумывали образованные люди, правда, с определённой целью, которая не вполне совпадает с целями тех, кто по этим стандартам учит... Но есть один пункт, который мне, как не ярому, но все же адепту теории МАКАРЕНКО А. С. , не даёт мне покоя. Ну да ладно, это отступление.
Самое странное во ФГОСе на сегодняшний день для меня это тенденция к индивидуализации. Индивидуальная форма работы обучающихся это приоритетная форма. И вообще по замыслу создателей ФГОС учителя и ученики должны стремиться к построению индивидуального учебного маршрута, который по всей видимости и стал апогеем концепции индивидуального личностно-ориентированного подхода в обучении. Конечно, без самостоятельной индивидуальной работы никуда, но ей отводится главенствующая роль, а коллективной форме работы отводится ничего от слова вообще.
Правда, когда последний раз ваши дети на уроках работали командой ради достижения общей цели?? Можете не отвечать.
И вот, что интересно во всей этой ситуации - ведь психологи и педагоги всего мира активно призывают обучать современных детей навыкам общения, так как использование смартфонов, читай социальных сетей, смс, мессенджеров настолько притупляет навыки живого общения, понимания людей, снижает эмпатию, что тревогу бить во многих случаях уже поздно. Но наши деятели от минобра идут прямо противоположным путем. Что же мы получим в итоге? Поколение эгоистичных социофобов? Специалистов с напрочь атрофированной способностью элементарного человеческого общения, понимания? Такие спецы конкуренцию роботам не составят. Эту борьбу они проиграют в одночасье и окажутся выброшенными на помойку рынка трудоустройства. Куда приведёт современных детей кривая дорожка индивидуальной работы?? Бррр, моё воображение рисует мне безрадостную картину, но вы и так уже все поняли. Индивидуализация в обучении это по сути путь в никуда. Если, оговорюсь, ребёнок не гений, но это случай один на миллион.
А теперь о решении вопроса, а то не конструктивная критика получается.
Отсутствие умения работы в команде, неумение формулировать и отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать чужое мнение, пусть оно и не совпадает с твои собственным - все это только верхушка гигантского айсберга, который по сути символизирует нынешнее состояние среднестатистического школьника любой ступени обучения. В старших классах желание спорить и отстаивать точку зрения появляется и обостряется, но, увы, практики и знаний, не хватает держать марку. Видя эти проблемы, я придумала и в течение долгого времени тестировала игры-платформы, а по сути формы организации учебной деятельности в команде. Всё это в итоге вылилось в создание методического пособия, которое сегодня успешно проиндексировано в РИНЦ, и которое стало основой для создания программы для внеурочной деятельности "Безопасная цифровая среда". Программа написана для 3,4 классов, но игры из пособия может использовать любой учитель любого класса любого предмета. На то они и игры платформы. То есть есть оболочка (условия, правила, критерии), а наполнение зависит от уровня обучающихся и содержания урока.
Какое отношение эти игры имеют к общению обучающихся? Они все командные. В каждой игре формируется и оттачивается определённое умение, навык - работа в команде, распределение ролей, умение аргументировать свою точку зрения, публично выступать, выполнять часть работы для общего результата, принимать чужую точку зрения, оценивать чужое мнение относительно выбранных критериев и т.д
Приведу в пример одну игру, в которую мы играем в 3 классе, и которая с успехом зайдёт в как в 5, так и 10 классах. Называется она "Шпионское досье". Команда - это подразделение разведки, можно без названия, а можно и с ним: хоть ГРУ, хоть ФСБ, хоть МИ 6. Цель игры: составить досье на определённых личностей. Мотивация может быть разной. Например, мои младшие школьники просто тренировались, так как им предстояло в будущем поймать настоящего шпиона, распространяющего вирусное ПО в школьных компьютерах, но в старших классах такая сказка не пройдёт. Взрослеющим старшеклассникам вы можете сказать, что им предстоит познакомиться с трудами ученых, но в век информации стоит проверять истинность не только самих данных, но и людей, которые вам их поставляют. Итак, предстоит узнать, что же за человек был Ньютон, Планк, Ом, Эйнштейн и т.п.
Затем, используя различные средства информации, от книг до интернета, по 10 пунктам заполняется досье, а затем публично защищается, т.еперескащывается одноклассникам. Небольшой объем заполняется быстро и не заставит скучать тех, кто слушает. Интересные пункты "досье" помогут взглянуть на изучаемых людей с другого ракурса и определенно лучше запомнятся. Нестандартный формат занятия всколыхнет интерес к вашему предмету. Бонусом идёт умение выбирать из простыни текста нужную информацию, т.е развивается функциональная грамотность.
Вот такими командными играми я уже 3 года формируют и совершенству навыки общения своих подопечных (начальная школа). Если Вы учитель и дочитали до этого места, то, вероятно, эта тема Вам не безынтересна, поэтому предлагаю взаимодействие:
1) если Вы учитель предметник, получите электронный вариант методического пособия, написав мне на почту katrin_karpova85@mail.ru тема "пособие" . Разнообразьте свои занятия
2) Если Вы учитель 3 или 4 классов, получите готовую программу внеурочной деятельности "Безопасная цифровая среда", заполнив заявку на сайте model.mama-smart.ru
3) если Вы работаете в образовательной системе, сообщите об этой программе или пособии учителям. Им это поможет не только в организации внеурочной деятельности, но и в повышении успеваемости обучающихся (что уже доказано мной на практике)