Помните рассуждения официанта о гренках и крутонах из всем известного фильма "О чём говорят мужчины"? На первый взгляд это смешно: придумали новое название, крутон и впаривают гренки по цене в разы превышающей адекватную цену поджаренных кусочков хлеба.
На самом деле в этих словах скрыт очень глубокий смысл. Фактически это ключ к пониманию того, как мастеру ручной работы можно выжить в период надвигающегося кризиса и падения покупательского спроса.
Что сделал ресторан? Он создал бренд, торговую марку, за которую посетители заведения согласны платить деньги. Гренка не может стоить дорого даже в самом дорогом ресторане! Но стоит назвать её крутоном, завернуть его в красивую обертку и можно назначать любую цену. Поверьте, всегда найдутся люди, которые сами захотят заплатить назначенную цену.
На мой взгляд, абсолютно те же самые правила игры действуют на рынке ручной работы с поправкой на снижение покупательской способности людей. Как ни странно это звучит, но время безымянных мастеров, которые раньше (5-10 лет назад) торговали на рынках, фестивалях и днях города уходит. И не помогут никакие ухищрения с кричащими надписями: "Всё по 100", "Всё по 300", "Распродажа!", "Акция". Это почти всегда сработает в гипермаркете, но уже почти не работает для товаров ручной работы.
Уже сейчас многим покупателям изделий ручной работы важно, чтобы у мастера было имя, чтобы его изделия были узнаваемы.
Покупателю важны эти самые крутоны!
Поэтому многие мастера озаботились тем, чтобы демонстрировать посетителям мероприятий, ярмарок, фестивалей своей авторское лицо, свой бренд. Важно показать, что мастер занимается своим делом уже достаточно давно и он не "свинтит" в неизвестном направлении, если с изделием что-то случится (конечно, и сами работы должны что-то из себя представлять - нельзя делать какашки и продавать их по цене золота с алмазами).
С каждой ярмаркой, с каждым фестивалем я с радостью вижу, что всё больше мастеров прямо указывают свои данные, своё имя и фамилию, причём делают это максимально красочно и презентабельно. И у таких витрин, стендов постоянно стоят люди, мастер постоянно занят разговором, общением с покупателями, заказчиками.
И это здорово!
В тоже время всё ещё встречаются "уникумы" которые полагают, что их работы говорят сами за себя и люди, только увидев шедевры мастера, сразу же потянутся к кошелькам. А для представления достаточно мятой бумажки в файлике.
На одном из фестивалей был "отпущен" женой пройтись по рядам мастером с фотоаппаратом. Пока жена с дочерью торговали, наблюдал за двумя кузнецами. У одного работы были очень даже, но никаких контактных данных, даже визиток не было. Второй кузнец был явно из начинающих, но красивая вывеска, визитки и умение разговорить покупателя делали своё дело. Продаж было намного больше, хотя стоимость работ была выше, а уровень их исполнения цене не соответствовал.
На Спасской ярмарке наблюдал за торговлей сумками одной семейной мастерской из Екатеринбурга: визитки, красивая палатка, принты, вывеска, деревянная табличка, подписана каждая сумка - всё говорило о том, что работы качественные, авторские. В каждую сумку дополнительно была вложена цветная визитка, сообщалось о гарантии на всё изделие. Да и сумки были шикарные!
Итог - очень активные продажи.
Запомнилась мастерская украшений из дерева и эпоксидной смолы. Стильные украшения были окружены грамотно сделанной "обёрткой" в виде вывески, визиток и брендированных подложек. Посмотрите на слоган: "Я СДЕЛАЛ ЭТО ДЛЯ ТЕБЯ". Это делал гений маркетинга.
Покупателей у этого мастера было очень много, при этом напротив сидели мастера с подобными же украшениями из эпоксидки.
И они продавали в разы меньше.
В РАЗЫ !!!
Грамотное оформление и брендирование работ даёт мастеру узнаваемость, предоставляет возможность поднять цены (по сравнению с другими мастерами), поскольку каждая работа мастера будет своеобразным "крутоном", а не обычной "гренкой".
Моя хорошая знакомая "работала" на репутацию, на свой личный бренд более 10 лет и сейчас этот керамист свободно выставляет цену за одно расписное блюдо в 12 тысяч. Заказы расписаны по октябрь. Другая продаёт почти тоже самое за 2,5 тысячи и криком кричит, что продаж нет, люди ничего не берут и надо снижать цены. Вот и получается, что каждый мастер сам для себя выбирает: быть ему гренкой или крутоном.
И в заключение статьи скажу пару слов о нас самих, нашей мастерской "Стеклянная сказка". Мы занимаемся стеклом шесть лет, пошёл седьмой. Активно нарабатываем себе репутацию, делаем очень много работ по ценам, которые несколько выше "гренок", но намного ниже "крутонов". Можно сказать, что пытаемся держать золотую середину, хотя "заморачиваемся" по качеству и дизайну так, что некоторым премиальным "заводским" брендам до нас уже далеко (из-за одной точки с краю перешлифовывал серьги) - говорю это без ложной скромности. Но в силу объективных причин (живём на периферии, падение покупательской способности у всех нас, мы просто не сможем участвовать в ярмарках) для России поднять цены просто не можем. Хорошо это или плохо - покажет время, а пока мы остаемся перегренкой и недокрутоном.
На этом разрешите откланяться.
Выскажите свои мысли по поводу сказанного, согласны или нет, поделитесь наблюдениями, только в общении, в живой дискуссии рождается...
Мы также есть во ВКонтакте и в Одноклассниках.