Найти тему
Руслан Ярханов

Эпоха молодых чемпионов.

Я смотрю гонки с 2005-го года. И за все время уже прошло 2-3 поколения и мне довелось застать 4 эпохи. Эпоха Шумахера, точнее ее конец в 2005-2006 годах, эпоха Феттеля, или Золотой Век современной Формулы-1 в 2010-2013 годах, а также эпоха Мерседеса с 2014 года. Каждая из этих эпох имели одного характерного гегемона и если спросить любого болельщика или участника событий, то почти все назовут главное, центральное действующее лицо этих времен.

Забавно, что все три временных отрезка так или иначе связаны с немцами, при этом с начала 2010-х начали возникать вопросы о проведении гонок в Германии.

Однако, как мне кажется, особое место занимает промежуток с конца 2006-го года до конца 2009-го. Период, который я назову Эпохой молодых чемпионов. Об этом времени у меня самые теплые болельщицкие воспоминания, может и потому, что я тогда был еще юн, но больше потому, что именно эти сезоны я считаю самыми… драйвовыми и рок-н-ролльными.

История Формулы-1 помнит как минимум еще один похожий период. 1 мая 1994 года в Имоле погиб Айртон Сенна и тогда в чемпионате сложилась весьма нетипичная ситуация, когда в пелотоне не было ни одного состоявшегося чемпиона мира. Прост завершил карьеру годом ранее, Пике и того раньше, Сенна, как уже было сказано ранее, погиб, Менселл был в раздумьях. Чем все тогда закончилось, знают все, Шумахер стал чемпионом, обрел заклятого соперника в лице Хилла и начал эпоху имени себя. Двумя годами позже в чемпионате мира была ситуация, похожая на ту, что была в начале 2007-го – в чемпионате мира участвует всего один чемпион мира, к тому же еще и молодой. Была и еще одна параллель – и в 1996-м, и в 2007-м за британскую команду-фаворита дебютировал молодой и сверхталантливый пилот, подданный британской короны, начавший побеждать буквально сразу.

2007-й год по праву носит звание лучшего в современности именно со спортивной точки зрения. В пелотоне не было опытных фаворитов. Были или просто очень опытные гонщики, не претендующие на борьбу за титул, или молодые фавориты в лице Райкконена, Алонсо и Хэмильтона.

Вообще, чтоб дальше не углубляться в объяснения, сразу обозначу, что для меня опытным фаворитом является гонщик, который на протяжении нескольких лет боролся за чемпионство и в рассматриваемый момент имел возможность продолжать за него бороться.

В 2007-м самому «старому» из числа претендентов, Кими Райкконену, было на начало сезона 28 лет, а средний возраст пилотов первой тройки был равен 26 годам. Достаточно огнеопасная смесь, а если еще принять во внимание околоспортивные события того года, то все вопросы отойдут сами. Отсутствие опыта у одних, стремление доказать у других и желание защитить у третьих создавало накал даже в рамках одной команды, во многом это же и послужило причиной имиджевого и репутационного краха МакЛарена. Сезон был хорош еще и тем, что борьба в нем шла даже не до последней гонки, а, наверно, до последней четверти дистанции последней гонки. И даже после подиума в Бразилии ситуация могла измениться, потому что сразу 3 пилота, финишировавшие перед одним из претендентов, попали под расследование за температуру топлива. И очень хорошо, что спортивный принцип взял верх над формализмом и бюрократией. Сомневаюсь, что и Хэмильтону такой титул был бы по душе.

Следующий год, 2008-й, имел еще более пряный вкус. Алонсо, не желавший более мириться со статусом не первого пилота, ушел в Рено, Райкконен, став чемпионом и получив хорошие деньги, потерял мотивацию. Вместе с Хэмильтоном на первый план на фоне этого внезапно вышел Фелипе Масса, человек, наравне с Крисом Эймоном и Жаном Алези входящий в число самых главных неудачников Феррари. За титул боролись два пилота, один из которых вообще не имел опыта такой борьбы, а второй имел, но очень небольшой. Ошибки были неминуемы и в итоге это и было противостояние из разряда «кто меньше ошибется». Хэмильтон ошибался меньше, но при этом все равно едва не упустил титул. В наше-то время надежности и безупречности подобное сложно представить, неправда ли?

Другим аспектом того сезона было фактическое отсутствие борьбы вторых пилотов. Несмотря на чемпионство Хэмильтона, Кубок Конструкторов выиграла Феррари.

Во многом, именно командный зачет был принесен в жертву чемпионству Хэмильтона, потому что Рон Деннис понимал – Хэмильтону не нужен сильный напарник.

В конце предыдущего года в спешном порядке МакЛареном был выбран Хейкки Ковалайнен, который с задачей не мешать Льюису справился на все 100%. Даже, наверно, на все 120%, потому что настолько слабого напарника у Хэмильтона больше не было никогда, даже Валттери Боттас версии 2018-го года хотя бы иногда, но навязывал борьбу. Как итог – Ковалайнен на МакЛарене, будучи пилотом топ-команды, даже гипотетически не рассматривался, как претендент на чемпионство. Он смог одержать одну шальную победу благодаря мотору Феррари на болиде Фелипе Массы и еще раз заехать на подиум, при этом пропустил в итоговом зачете вперед себя не только напарника и пилотов Феррари, но и Фернандо Алонсо на Рено и обоих пилотов БМВ, у одного из которых не было побед вообще, зато были стабильные подиумы.

Сезон 2008-го года был ознаменован новым трендом Формулы-1 – смещение акцента на экологичность. В 2009-м у болидов должна была появиться гибридная составляющая, кинетическая система рекуперации энергии. Также ожидались перемены и во внешнем виде, новый регламент предписывал значительное упрощение аэродинамики.

Уже в конце сезона, в преддверии перехода на другой тип резины, Бриджстоун в качестве некой экологической акции начали заливать канавки на псевдосликах зеленой краской.

Перемены оказались настолько значительными, что из борьбы за чемпионство были выключены все те, кто за него боролись в последних двух сезонах, зато за него боролись те, кто или вовсе не имел подобного опыта, или имел опыт быть вторым после кого-то. Скажу больше – Баттон, Феттель, Уэббер и Баррикелло, будучи основными претендентами года 2009-го, за сезон года 2008-го на четверых имели 70 очков (что меньше, чем даже у четвертого места), одну победу Феттеля в Италии и еще один подиум Баррикелло в Англии. То есть вновь на авансцене люди, которым надо что-то доказывать, причем во многом тот же Баттон или в меньшей степени Уэббер оказались скорее заложниками своего преимущества. К концу первой части чемпионата смог выйти на более-менее высокий уровень только Хэмильтон на МакЛарен. Но Баттону это не помешало стать чемпионом. Баттону вообще никто не мог помешать стать чемпионом, кроме самого Баттона, который явно был не готов к бремени лидера не просто команды, а всей серии.

После завершения сезона 2009-го года Эпоха молодых чемпионов закончилась. Кими Райкконен покинул серию (хотя скорее его покинули из серии), Фернандо Алонсо и Льюис Хэмильтон, кроме того, что стали более опытными, вновь получили победоносные машины, Дженсон Баттон к просто техническому опыту получил опыт борьбы за титул. Ну и главное – в 2010-м году возвращался Михаэль Шумахер. Новый сезон обещал борьбу молодого и амбициозного Себастьяна Феттеля с получившими опыт и прошедшими взлеты и падения пилотами. И в целом обещание сдержал. Начался Золотой Век современной Формулы-1, время, где драйв и рок-н-ролл отошли на второй план, а на первый вышли расчет и хладнокровие. Самое прекрасное, что эти перемены не только не снизили градус накала, но и подняли его, особенно это было ощутимо в 2012-м году, впрочем, об этом я думаю написать отдельно.

На этом, пожалуй, все. Спасибо за внимание, надеюсь на оценку и обратную связь от читателей. Любите наш прекрасный спорт.