Найти тему
Светлана Дьяконова

Сколько отметок должен ставить учитель на уроке

Оглавление

20 августа 2019 года

Здравствуйте! Мы уже с вами обсуждали много тем, которые так или иначе касаются оценивания работы учащихся на уроке. Внезапно всплыл еще один вопрос: а сколько же отметок за урок должно стоять в журнале?

Оказывается, он волнует многих учителей, потому что в каждой школе свои правила. Я поспрашивала коллег в профессиональном сообществе.

Результаты опроса

Коллеги ответили так:

- Мне завуч сказала, что должно быть минимум 5 оценок каждый урок.
- Накопляемость оценок зависит от того, как спланирован учителем урок, а не по прихоти завуча.
- Если работа обязательна, самостоятельная или творческая, стараюсь выставить всем. Исходя из численности класса, считайте так : один ученик должен получить одну оценку за 3 урока, реже уже не приветствуется. В классе 20 человек, ну вот где-то 6-7 оценок в день, 30 человек — около 10.
- В одной школе работала, требовали 3 оценки за урок минимум. Перешла в другую, здесь не менее 5. Журналы сдаем - и прямо пересчитывают.
- У нас по положению за урок должно быть оценено не менее трети учащихся.
- Зависит от типа урока. Комбинированный урок предполагает, что будут оценки от нескольких и до всего класса (если вы провели тест например). Практический/лабораторный урок-оценки у всех учащихся. В КТП вы все это должны продумать. И в электронном журнале указать.

Из этих ответов видно, что как и во всем остальном, в каждой учебной организации свои правила. Жаль, что нет единых - было бы намного проще.

Что говорили на курсах о выставлении отметок

Когда я была на курсах повышения квалификации, методист нам говорила, что не существует отметки "за урок". Всегда она должна выставляться за какой-то вид работы. При планировании урока это надо учитывать. Допустим, 3 детей получают отметки за правило, 3 - за разбор домашнего задания, еще 3 - за другой вид деятельности и т.д. Таким образом, учитель легко может оценить всех учащихся на одном уроке, даже если в этот день нет контрольной работы.

А другая учила, как избежать двоек. Например, ученик не написал упражнение дома, но он выполнил самостоятельную работу на уроке или правильно выполнил разбор слова. Можно выставить среднюю отметку.

Но о наполняемости отметок в журнале речи не шло. Почему-то никто такой вопрос не задавал, да и раньше он, наверное, так остро не стоял. Откуда взялась эта проблема, не могу сказать. Нам раньше только говорили, чтобы у ребенка было 3 отметки за четверть, чтобы можно было по ним вывести среднюю.

Что вижу в интернете

Зашла на несколько сайтов учебных учреждений, там есть документы, в которых подробно расписано, как часто в их школах следует оценивать учащихся. Вот как это звучит в одном из них:

При подготовке  к  уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 4-5 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок - 1 оценка на ученика каждый месяц по каждому предмету.
Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

Для меня не составляло труда оценивать каждого ученика на всех уроках. Но считаю, что в таком случае снижается значимость отметки.

И еще согласна с коллегой:

Российская школа продолжает деградировать в угоду формалистике и управленческой бюрократии, которая любит всё в цифровые показатели превратить, чтоб отчитаться ради премий. Самое эффективное образование получают с помощью репетиторов - ну так о чудо, репетиторы вообще оценок не ставят. Кстати, на Западе тоже полно образовательных систем, где нет вообще никаких оценок и отметок, или они имеют сугубо прикладной характер. В вузах тоже нет никаких оценок, есть зачёт, незачёт и экзамен. Не удивлюсь, если российские бюрократы и туда доберутся.

Везде доберутся, как же без этого? А какие нормативы по накопляемости отметок существуют в ваших школах?