Найти тему

Фигура и фон в художественом произведении

Сегодня внеплановая статья, навеянная комментариями одной моей заинтересованной читательницы A. Kurilina к статье о популярных литературных жанрах. Я не буду критиковать или защищать те или иные жанры. О вкусах не спорят. Но наш выбор книг и их оценка, а значит, и оценка их авторов, зависят не только от жанра. Мне, например, нравится фантастика и фэнтези. Но можно ли сказать, что любая? Нет, конечно. И дело здесь совсем не в качестве. А в чем? Что главное в нашем выборе и, соответственно, принятии или непринятии книги? Сюжет, живость героев, стиль. Все это важно, но с недостатками можно смириться, если книга «зашла». Что это значит?

Пример фигуры и фона. Что для вас на этой картинке фон, а что фигура? Что вы увидели в первую очередь: дерево или лицо человека?
Пример фигуры и фона. Что для вас на этой картинке фон, а что фигура? Что вы увидели в первую очередь: дерево или лицо человека?

Фигура и фон

В гештальтпсихологии есть понятия «фигуры» и «фона». Любой объект, в зависимости от акцента внимания воспринимается как «фигура», выступая более ярко, объемно из менее яркого и значимого фона. Изменим ракурс восприятия, и «фигура» и «фон» поменяются местами. Также обстоит дело и с событиями нашей жизни. Какое-то, для нас более значимое, воспринимается как «фигура», а остальные представляются менее значимым фоном.

Я считаю, что этот принцип работает и в художественной литературе. Каждое произведение состоит из слоев – смысловых, сюжетных, событийных и т. д. В тех книгах, что попроще, слоев может быть 2-3. В более сложных, серьезных или более талантливо написанных таких слоев, как правило, намного больше. И вот какой-то из этих слоев – фигура, а остальные фон. Какой? Это зависит и от автора, и от читателя. Заинтересованный в определенной аудитории автор сам акцентирует внимание на «фигуре» — главном слое. Тогда, попав к «своему» читателю, книга будет оценена по параметрам, соответствующим именно этой «фигуре», а фон учитываться не будет.

А здесь что фигура, а что фон?
А здесь что фигура, а что фон?

Поясню. Для ясности я разделила произведения по характеру главной линии или «фигуры» на несколько типов, вне зависимости от жанра.

Типы «фигур»

  • Психологический роман – герой страдает от непонимания мира, самого себя или от того, что мир не понимает его. Страдающий герой в страдающем мире как-то с этим справляется… или нет. Примеры: «Преступление и наказание» Ф, Достоевского, «Год крысы» О. Громыко.
  • Роман-квест – все куда-то зачем-то идут, приключаются, сражаются и, в конце концов, достигают цели, если не умирают по дороге. Примеры: Р. Стивенсон «Остров сокровищ», А. Пехов «Танцующий с тенями».
  • Любовный роман – герой и героиня ссорятся, влюбляются, снова ссорятся, гоняются друг за другом, пока не поженятся или окончательно не разбегутся. Примеры: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», Шарлотта Бронте «Джен Эйр» и 100500 романов жанра любовно-романтическое фэнтези.
  • Детектив – кто-то кого-то убил или, в крайнем случае, украл что-то важное, и герои это выясняют. Пример: вся Донцова, А. Белянин «Тайный сыск царя Гороха».
  • Боевик – все дружно убивают злодеев, пока не убьют или сами не убьются. Примеры Б. Васильев «А зори здесь тихие», А. Сапковский «Ведьмак».
Художник Морис Эшер "Рыбы и птицы"
Художник Морис Эшер "Рыбы и птицы"

Это, конечно, не все типы. Я упустила, например, роман-биографию и семейную хронику, но вы умные, и сами додумаете. Обратите внимание, я намеренно привела примеры из разных жанров. Главное в том, что во все этих произведениях вне зависимости от жанра доминирует одна какая-то линия – детективная, любовная, психологическая, экшен и т. д. И это хорошие, успешные книги.

Автор, сознательно (а нередко и неосознанно) руководствуясь своими интересами или потребностями читателей, акцентирует внимание на определенной идее, линии, что и позволяет классифицировать ту или иную книгу как боевик, например, или квест.

Читатель, беря в руки книгу, тоже ждет от нее чего-то определенного. Для одних любая литература неинтересна, если в ней нет любовной линии, а для других важна динамика, драки, погони. Читатель как бы создает установку на соответствующую «фигуру», а все что для него является фоном, оценивается как менее значимое, непринципиальное или вообще ненужное.

Картинка из открытых источников, но я честно искала автора. Не нашла. Но спасибо неизвестному художнику.
Картинка из открытых источников, но я честно искала автора. Не нашла. Но спасибо неизвестному художнику.

Причем часто даже жанр не имеет особого значения. Поклонница любовных романов будет с удовольствием читать лавстори и в фэнтезийном, и в историческом антураже. Подчас даже и не замечая фона. Также как и любитель книг о бандитах с интересом прочитает и о средневековых пиратах, и о космических рейнджерах. Главное, чтобы центральный слой, «фигура» книги совпала с его ожиданиями.

Нередко в качестве такой фигуры может выступать и совсем конкретная особенность: книга должна быть «про вампиров», «про магические академии», «про зону», «про драконов» и т. д.

И если ожидания читателя оправдываются, то автору прощаются недочеты, не слишком ровный стиль, а уж на всякие ляпы с матчастью вообще внимания не обращают. Если, конечно, матчасть – это часть «фона», а не «фигуры». И это легко определить. Для боевика оружие – часть «фигуры», а для любовного романа – «фона». Героине лавстори мозги не слишком нужны, а вот их отсутствие у детектива очень быстро замечается.

Ну вот, как-то так. До следующей, надеюсь, скорой встречи, мои читатели. Следующая статья будет посвящена развитию образного мышления, и вас ждет небольшой тренинг. Надеюсь, понравится.

Если вы еще не подписались на мой канал, то не забудьте это сделать и поставьте лайк, если статья понравилась.