70-е - время "нового Голливуда", "фабрика грез" превращается в современную киноиндустрию, становится жестче и реалистичнее. 70-е - турбулентность в США, "вьетнамский синдром", Уотергейт, конец "старой доброй Америки". Не случайно, что в 70-е расцвел жанр параноидального триллера о столкновении "маленького" человека с жестокой системой. Вспомним два классических - и до сих пор не устаревших - шедевра жанра.
Три дня Кондора/Three Days of the Condor (1975)
Сотрудник "гуманитарной организации" под крылом ЦРУ идет купить ланч через черный ход, а вернувшись, обнаруживает, что весь отдел перебит. "Книжный червь" (Роберт Редфорд) вынужден бороться за свою жизнь и выяснять, что стало причиной жестокого убийства его коллег.
Великолепный образец параноидального триллера. Кондор (кодовое имя героя Редфорда) не может доверять никому - друзья приводят в ловушку, опасность грозит на каждом шагу, даже безобидный почтальон может оказаться профессиональным убийцей.
Фильм попал в советский прокат под грифом "прогрессивного кино", но сыграл обратную роль. Мы недоумевали - нам твердили об отсутствии свободы слова в США, а при этом в Голливуде снимали фильмы о злодеяниях ЦРУ, прикрывающего махинации американского правительства.
Марафонец/The Marathon Man (1976)
"Бэйб" (Дастин Хоффман), обычный студент, увлеченный бегом на длинные дистанции, случайно вовлечен в цепь кровавых событий. Его брат (звезда "Челюстей" Рой Шайдер), агент под прикрытием, охотится за недобитыми нацистами и ненамеренно втягивает Бэйба в смертельно опасную игру.
"Марафонец" - несмотря на актуальную тему нацизма - не попал в советские кинотеатры. И не удивительно - прокатчики не решились показать такой фильм не привыкшему к избыточному насилию советскому зрителю. Кровь брызжет на экране с первого кадра, а знаменитую сцену пытки бормашиной смотреть без содрогания трудно до сих пор.
Кстати, в роли нацистского монстра, легко режущего горло опознавшему его бывшему узнику концлагеря, великий Лоуренс Оливье! Гениальный исполнитель шекспировских героев, Оливье блестяще исполнил роль инфернального садиста-убийцы - и это еще один плюс "Марафонца".
Обычно когда я пишу о "винтажном" кино, я предупреждаю о "возрасте" фильмов. Однако в этот раз могу без всяких скидок на "семидесятые" рекомендовать эти два не устаревающие шедевра.