Найти в Дзене

Многослойная живопись - норма?

Эту заметку я пишу непосредственно не о создании художественных произведений, когда один слой масляной краски подсыхает, и на него тоненькими мазками наносится другой, а о полном записывании своих или чужих картин, иногда даже со стёсыванием предыдущего слоя.

"Ромашки" 2007 года написаны поверх другой, более старой работы. Немного виден её рельеф
"Ромашки" 2007 года написаны поверх другой, более старой работы. Немного виден её рельеф

Сам я это делаю нередко. Случается, что нужен грунтованный холст или картон определённого формата, а это дело затратное, и поэтому, бывает, берёшь свою старую и не слишком удачную работу, и пишешь по ней новую.
Иногда случается до четырёх слоёв на одной живописной работе.
Если углубиться в историю, то можно вспомнить и портрет Емельяна Пугачёва, написанный поверх портрета императрицы Екатерины Второй.

Один из портретов Емельяна Пугачёва был написан поверх портрета Екатерины Второй
Один из портретов Емельяна Пугачёва был написан поверх портрета Екатерины Второй

Конечно, в этом можно видеть и политическую составляющую, ведь Пугачёв выдавал себя за покойного Петра Третьего, но и чисто практически можно понять художника: холст подходящего формата в условиях уральских степей достать было проблематично, возможно, что и сроки поджимали, и поэтому под новую картину был взят тот холст, что был в наличии. Кстати, в ту пору портрет правящего монарха имелся в любом государственном учреждении, включая трактиры.

На Русском Севере
На Русском Севере

В связи со всем вышеизложенным мне вспоминается замечательная книга писателя Владимира Солоухина "Чёрные доски", посвящённая русским иконам. Дело в том, что в 1960-е годы, в период "оттепели", в пору ослабления идеологического давления, наш народ искренне потянулся к истории, к своему подзабытому, но великому прошлому. Были образованы молодёжный патриотический клуб "Родина", Общество Охраны Памятников истории и культуры. Писатель Владимир Солоухин тоже не оставался в стороне: он ездил на Русский Север, открывал новые для себя, "заповедные" места... И конечно же, видел иконы.

Никола Можайский с житием. Икона второй половины 16-го века. Русский Север
Никола Можайский с житием. Икона второй половины 16-го века. Русский Север

По словам Владимира Солоухина, иконы в северных деревнях, колхозах порой попросту валялись в сараях, ими забивали дыры в хозяйственных постройках, и даже кололи на дрова. И сколько таких икон успели спасти наши энтузиасты - "физики" и "лирики", молодые, романтичные, отважные!
Причём, под изображением 18-го века могло быть изображение 15-го, а под ним - и 13-го.
Ясно, что в своей деятельности писатель прибегал к помощи специалистов-реставраторов. А направил его в это русло, по его же собственному признанию, великий русский патриот,
художник Илья Сергеевич Глазунов.

Икона святых страстотерпцев Бориса и Глеба, 14 век
Икона святых страстотерпцев Бориса и Глеба, 14 век

Многослойность в живописи, и, в частности, в иконописи, была нередким явлением. Но, правда, для исследователя удалить изображение, допустим, 16-го века, чтобы увидеть изображение 14-го, представлялось рискованной затеей, ведь нижнее изображение могло быть повреждено, или даже стёсано. Это сейчас к услугам учёных часто есть рентген и много чего ещё.
К тому же, не факт, что "нижняя" икона была шедевром. Хотя бывало всякое. Об этом подробно рассказывает в своей книге Владимир Солоухин.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ!