Найти в Дзене
РЕКОНКИСТА.

«Джагфар тарихы» , фиксация дебюта Чингисхана.

(Это отрывок из свода «Джагфар тарихы». Думаю многим нашим подписчикам будет интересно окунуться в те былинные времена , и почувствовать бурление той эпохи . Всем приятного чтения !)

… В то время, когда мы были в Тубджаке, кытайское племя бурджигин внезапно напало на дружественное Державе кытайское племя аракытай [меркиты]. Аракытаи являются северными кытаями и считаются природными кытаями, почему их и называют "чистыми (ара) кытаями". У этого племени аракытай в подчинении была восточная часть хонов и кыргызов, которых оно называло "аргын" - по имени реки Аргын [Аргунь], на которой им удалось разбить отца Булюмара - кана хонов Джилки. После той битвы Булюмар увел одну часть хонов и подвластных им кыргызов на запад, но другая их часть во главе с братом Булюмара Бурджигином отступила тогда на реку Джилки [Шилка]. Имя этой реки носил Джилки, так как родился на ее берегу. Там же его и погребли в деревянном доме "кур", над которым насыпали курган [искусственный земляной холм]... Но вскоре и джилкинская часть хонов и кыргызов вынуждена была подчиниться аракытаям и стала называться "аргынами". Потомки Бурджигина или Чинджигина восприняли обычаи и язык кытаев и были оставлены аракытаями биями аргынов, но не забыли о своем унижении. Чтобы всегда помнить о нем, они сохранили даже имя Бурджигина, составленное из двух булгарских слов: "бури" или "чин" [волк] и "джигин" или "джакын" - "принц"... Из этого рода вышел нынешний правитель кытайских земель Тимер [Чингизхан]... Несмотря на прошлые войны, отношения Державы с аракытаями были хорошими, и их купцы часто приезжали через Алтай в Сэбэр по торговым делам. Хан аракытаев Кара-Колын даже прислал в Буляр своих послов, которые сказали царю: "Случай с Джилки произошел после того, как предок Джилки - царь хонов Маджи - разбил и убил нашего хана и надолго поработил аракытаев, так что даже счет кровной мести равен и нет смысла омрачать наши отношения уже ненужными воспоминаниями о прошлых обидах. Ведь дружите же вы с кара-кытаями, а они произошли от аракытаев"... Габдулле понравилось это прямодушное заявление, и он отправил к аракытаям наших послов и купцов. Зловредные кайманы, успевшие образовать на Алтае свой бейлик, не пропустили царского посла в землю аракытаев... Когда кайманы вместе с кытайским племенем кирей напали на Кара-Колына, то Тимер со своими бурджигинами и аргынами изменнически перешел на сторону врагов. Однако аракытаи разбили неприятелей и пленили Тимера, после чего продали купцу Назыму в Козгыне. Назым не повез раба в Эчке Булгар, так как наши не ценили кытайских рабов, а продал его сабанскому иналу Кукджалу... Имэнский хан, узнав об этом, потребовал от кара-кытайского хана Алджана освободить Тимера, так как этот бурджигин оказал ему ранее немалые услуги... Алджан, опасаясь, что имэнцы прервут торговлю с кара-кытаями, очень нужную им, униженно попросил Чельбира освободить Тимера. Царь, ценивший дружбу с Алджаном, велел тубджакскому улугбеку Кара-Мергену уладить дело. Улугбек лично съездил в Сабан-тюбу и уговорил инала выпустить Тимера, а за это отдал свою дочь замуж за сына Кукджала Камала... Тимер несколько лет служил имэнцам, а потом при их поддержке овладел большей частью кытайских земель и стал называть себя "ханом Чингизом". А это слово, как объяснил мне сабанский инал Кукджал, является имэнским названием рода Бурджигин... Людей Тимера кара-кытаи называют "татарами" - так, как они всегда именовали всех кытаев, служивших имэнцам. Ведь Тимер и его предки долгое время служили имэнцам... Дети Кара-Колына с частью уцелевших аракытаев и верных аргынов бежали к доброму Алджану, и он приютил их. Вначале их разместили в области Каган, расположенной между рекой Уйягуз [Аягуз], озером Каган [Зайсан], КараЫртышом [Черный Иртыш] и Каганскими горами [хребет Тарбагатай]. Потом младший сын Кара-Колына Туджун получил кочевья и близ рек Иргиз, Сарысу и Чул [Чу], так как Алджан хотел укрепить здесь границу с Джурджаном. Алджан был очень прозорлив. Через 9 лет после моего путешествия в Тубджак джурджанцы захватили округ Туджуна, однако лучший сардар Тимера Субятай выбил их оттуда. Джурджанцы, а также Туджун и его люди, спасая свои жизни, бежали в Сары-тюбу. Эта война заставила Чельбира отвлечься от кисанских и балынских дел и послать курсыбай в Тубджак. Пока татары решали, напасть им на Державу или нет, курсыбай успел вступить в Сарытюбу по Тюркской дороге... Татары стали атаковать наш табыр [укрепление из составленных в один или несколько кругов возов], но только потеряли очень много людей, а когда решили обойти его, то оказались под ударом бывшей вне укреплений части курсыбая и подоспевшей на выручку своих новой армии Джурджана. После ожесточенной рубки татары отошли, и Туджунский округ остался за Джурджаном, так как Чельбир не стал ухудшать положение на востоке спором с джурджанцами. А вот сами аракытаи и аргыны в большинстве своем предпочли остаться в Тубджаке, и Чельбир дал им земли по Килик-Булаку... С 1219 года начались непрерывные вторжения татар в Тубджак, причем нападали преимущественно подвластные Тимеру кыданы, кайманы, кыргызы и аргыны. Хан татар делал так для того, чтобы в нападениях не могли обвинить прямо его орду - ведь части этих племен были рассеяны по многим странам юга. А если мы предъявляли его послам толпы пленных, то они говорили по его приказу: "Это - наши беглые люди, которых и мы считаем преступниками и готовы сами казнить их"... В 1223 году кайманы и кыданы Тимера вновь осадили Сары-Балик. Инал Касим, который специально приезжал для встречи со мной в Уйягуз, опасаясь, что я на обратном пути не заеду в его тюбу, защищал город очень храбро, но силы были неравными... Положение города было отчаянным, когда к татарам прискакал отпущенный нашими из плена слуга Уран-Кытая с сообщением: "Субятай со всем своим войском попал в плен и его под конвоем выводят из Булгара. Если город будет подвергнут разгрому - то булгарский конвой вырубит всех пленных до единого человека, и начнет рубить с Субятая". Остолбеневшие от этой вести татары прекратили сражение за город, и когда им выдали плененных в Бараньей битве кытаев, ушли в свою землю... Когда курсыбаевцы въехали в Сары-Балик, то один из них спросил у инала Касима: "Почему вы так сражаетесь за эту пустыню - ведь у Державы очень много других - и цветущих - земель?" На это старик Касим ответил: "У каждого рода - только одна своя земля, данная ему Всевышним, без которой община погибнет. Земля моего рода - эта. Люди в державе - как вода в чаше. Если разбить эту чашу на части - то и вода разольется, если разделить землю - то и народ разбредется"...