Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Какие неизвестные никому ранее детали вскрыли мародеры в старых деповских стенах?

Старое локомотивное депо Осташков, бывшее ТЧ-34. Сколько же моих детских, теперь уже глубоко ностальгических, воспоминаний связано с ним... Гудки тепловозов заходящих на ПТОЛ, непрерывный грохот и шум в ремонтных цехах, сигаретный дым столбом в "брехаловке" и непренуждённые разговоры, зачастую под задорный смех, обо всем насущном. Как же здесь всё это было мне интересно. Особенно тепловозы. Какой это был обалденный драйв прокатиться со своим дядькой на брутальном двухсекционном 2М62 или на ярко зелёном новеньком маневровом ЧМЭ3т или даже стареньком ТЭМ1.

Вид на разгромленное депо Осташков со стороны станции
Вид на разгромленное депо Осташков со стороны станции

Октябрь 1998г. стал переломным в судьбе этого коренного депо, открытого ещё в 1906г., когда было принято решение о его закрытии в связи с упадком грузооборота на участке Бологое-Великие Луки. Ещё два года по 2000г. включительно в деповских цехах продержался ремонт кранов на ж.д. ходу, после чего тогдашним начальником Октябрьской дороги Комаровым Г.П. (за его подобного рода решения прозванного "Разрушителем") оно было окончательно ликвидировано, неоднократно меняя собственников в последующие годы.

Кран на ж.д. ходу, станция Великие Луки Октябрьская сторона
Кран на ж.д. ходу, станция Великие Луки Октябрьская сторона

Я очень люблю прогуливаться по его заброшенной территории. Хотя признаться очень жаль конечно, что с каждым годом картина запустения становится всё печальнее и печальнее... За последние годы разграблено и вынесено на металлом буквально всё что только можно. Однако в его капитальных стенах сокрыт целый пласт истории. Взгляните на это фото внимательно. В нём чётко прослеживаются все годы жизни депо Осташков от начала и до конца.

Панорама локомотивного депо Осташков
Панорама локомотивного депо Осташков

Под цифрами 1 я отметил прямоугольный корпус мастерских и торец оставшийся от веерного крыла. Эти корпуса ещё царские 1902-1906гг постройки. Депо подвергалось неоднократным бомбежкам Люфтваффе в период с июля 1941г. и вплоть до февраля 1944г., в результате чего оно сильно пострадало. Цифра 2 - надстройка кровли разбомбленного немцами в годы войны веерного крыла, сделанная уже в советские послевоенные годы восстановления страны. И под цифрой 3 обозначена постсоветская эпоха заката локомотивного депо Осташков - так и недостроенный в середине 90-х тендерный паровозный цех. Он так и не был введён в эксплуатацию.

Обойдя вокруг прямоугольное здание мастерских, мы можем увидеть хорошо сохранившуюся капитальную и неоштукатуренную дореволюционную кирпичную кладку ремонтных мастерских.

Исполнительный чертеж отвода воды из мастерских паровозных зданий депо и поворотных кругов на ст. Осташков III класса
Исполнительный чертеж отвода воды из мастерских паровозных зданий депо и поворотных кругов на ст. Осташков III класса

Здесь она сохранилась полностью и в оригинале. Вот только выдранный кусок словно рана на теле смотрится сегодня уж очень удручающе.

Пролом в стене, открывший интересные детали
Пролом в стене, открывший интересные детали

Целью вандалов было забрать на металлом бывшую хозяйственную пристройку, сделанную когда-то из секции списанного грузового тепловоза 2М62.

На этом же месте несколькими годами ранее
На этом же месте несколькими годами ранее

Внутри же этого корпуса располагался также резервный дизель-генератор, на случай аварийного отключения в депо электроэнергии. Также был вынесен на металлом.

-7

В кровле мастерских пробили огромную дыру и уже через неё автокраном зацепили тяжелый, весом в несколько десятков тонн, дизель-генератор, разрезанный по частям автогеном. Тоже тепловозный кстати. Неплохо кто-то заработал вот так на бывшем деповском имуществе.

-8
Оставшаяся поддизельная рама. Почему не забрали и её вместе с дизелем остается загадкой
Оставшаяся поддизельная рама. Почему не забрали и её вместе с дизелем остается загадкой

Но все ещё оставшаяся основательность самих стен, заставляет нас не обращать внимание на такие мелочи свойственные быстротечности времени.

Потрясающее дореволюционное качество кладки. Так прочно и вместе с тем самобытно не стали бы строить сейчас
Потрясающее дореволюционное качество кладки. Так прочно и вместе с тем самобытно не стали бы строить сейчас

При детальном рассмотрении обломков стены из вырванного проёма, внимательному исследователю откроются далее очень интересные детали, которые оставались всё это время сокрытыми ранее. У меня на канале была уже подобного рода публикация, где я рассказывал своим читателям как однажды моё внимание привлекла одна из построек на территории этого же депо. Вы можете найти её здесь. Здание лежит опрокинутым набок после бомбёжки ещё со времён войны.

-11

А в обнажившейся кирпичной кладке я обнаружил дореволюционные, хорошо читаемые, клейма производителя этого кирпича.

"И.П.М"

-12
Эти кирпичи изготовлялись на заводе выходца из крестьянской семьи купца Ивана Петровича Максимовского близ деревни Новой на левом берегу Невы. Завод был построен в 1897 году и сначала принадлежал С.С. Сазонову. Кроме клейма «И.П.М.» завод также использовал знак «Максимовский». Завод, которым впоследствии владела фирма «наследники Максимовского», просуществовал до 1917г. На заводе работало чуть более 100 рабочих.

Тоже самое я теперь захотел узнать, обследовав разбитую кладку в этой части старого депо. Ведь клейма на кирпичах нанесены на внутреннюю сторону, на которую наносится затем раствор и потом она так и остаётся недоступной для глаз в кирпичной кладке. Теперь же такая возможность появилась. И я, проникшись этой идеей, вновь отправился к деповским стенам.

-13

На удачу!

-14

Первый попавшийся под ногами моему взгляду обломок кирпича с клеймом в виде подковы. Открываю поисковик и сразу же нахожу нужную мне информацию:

"Кирпич с клеймом "Подкова". Производился на заводе принадлежавшему вдове генерал-майора от кавалерии Евгении Ивановне Спечинской. Располагался на правом берегу р.Невы около колонии Овцино в имении Марьино, приобретенном у М.С. Зырина. Использование такого оригинального клейма на заводе, построенном в 1897г. объясняется родом занятий её мужа Виктора Александровича Спечинского, который первоначально владел заводом до 1902(3). Считалось, что дома, построенные из данного кирпича, будут надёжными, и приносить только благо хозяевам, т.к. подкова считается символом удачи".

Локомотивное депо Осташков пережило страшные годы Великой Отечественной войны, многочисленные авианалёты немецкой авиации, в том числе и такого известного аса как Ганс-Ульрих Рудель, совершавшего боевые вылеты и на Бологое-Полоцкую дорогу. Точность его бомбометания была такой, что он умудрялся с высоты попасть в цель в круг диаметром всего в 50 метров!

"Я лечу ведущим, в отсутствие командира, на Торжок, железнодорожный узел к северо-западу от Калинина. Наши цели — железнодорожная станция и тыловые линии снабжения. Погода скверная, облака на высоте 600 метров".
Ганс-Ульрих Рудель отрывок из его книги Пилот "штуки"

Так что теперь, по прошествии долгих лет, можно с уверенностью сказать, что удача локомотивному депо Осташков все эти годы непременно сопутствовала. Оно сохранялось более 100 лет, несмотря на суровые годы военного лихолетья и действительно приносило своим хозяевам как при императоре Николае II, в годы советской власти, так и в новое время только благо. А вот безразличие нынешней власти и "демократию" в новой России оно увы не пережило.

Отсюда напрашивается вывод:

"безразличие к собственному народу и его истории страшнее фашизма".

"Ф. ПЕТРОВЪ"

-15

Следующий найденный мной обломок кирпича с клеймом "Ф.ПЕТРОВЪ". Информацию по нему также было несложно найти в сети.

"Кирпич произведён на одном из двух заводов Федора Петровича Петрова. Федор Петров работал управляющим заводов Спечинской (Подкова и Ермак, которые находились на правом берегу Невы). В дальнейшем он купил один из соседних заводов. Это был завод наследников В. Лядова. Завод построен в 1897 году. На заводе было две Гофманские печи".

Ставить на производимый кирпич клеймо в виде своей фамилии или инициалов, означало держать качество и марку. Ведь в случае брака производитель отвечал за него собственным именем и репутацией. Жаль, что теперь подобного ответственного отношения к своему делу встретить в современной России практически невозможно.

-16

"ЯШМА"

-17

И последний кирпич с клеймом который мне удалось найти возле развороченной стены это "ЯШМА".

"В 1911 году был заложен завод "ЯШМА", двумя известными инженерами Козыревым А.А. и Клочковым И.В. Находился он в Новосоратовской колонии. Проработал до 1917 года".

Очень любопытная информация, которая наводит на дальнейшие размышления. Депо в Осташкове было построено в период с 1902-1906гг. Так откуда в его кладке взялись кирпичи, выпускаемые на заводе только с 1911г.?

Читая в интернете информацию о кирпичных заводах этого периода отмечу, что все они просуществовали до 1917г. После революции заводы были национализированы, а их хозяева эмигрировали из России. Что затем делали Советы с этими заводами непонятно, но клейменый кирпич остался в истории маркой качества и символом дореволюционной России. Сегодня его даже предлагают купить на специальных порталах в сети. Так например цена за кирпич к клеймом "ЯШМА" составляет 140 рублей, а за кирпич к клеймом "Подкова" уже просят 200 рублей. В то время когда розничная цена обычного красного кирпича в строительных магазинах 25-30 рублей.

Все фото автора.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК