Очередное мое путешествие привело меня в Сибирь на старый Сибирский тракт, который еще несколько столетий назад был единственной дорогой из Москвы в Новосибирск и Иркутск.
Не стоит забывать, что еще в XIX века все торговые маршруты в Сибирь шли вдоль Иртыша через Тобольск, Усть - Ишим, Тару и дальше восток в сторону Новосибирска.
Но с конца XIX основная дорога на Дальний Восток вместе с Трассибом была проложена гораздо южнее из Тюмени через Омск в Новосибирск .
И многочисленные села, погосты и остроги вдоль старого сибирского тракта остались в стороне от транспортных потоков. А до Омска отсюда сотни километров по тайге и болотам.
Но с начала 1930-х годов Омск стал одним из центров развития гражданской авиации в СССР, а впоследствии и малых воздушных линий (МВЛ). Именно тогда была построена развитая сеть аэропортов малой авиации, связавшая Омск с большинством удаленных районных центров и сел.
Сегодня в это трудно поверить, но еще 30 лет назад билеты на рейсы малых воздушных линий были доступны большинству населения, проживающему в отдаленных районных центрах. А удобство и комфорт был не сравним с трясущимися ныне по разбитым грейдерам автобусами, на расстояние в 250-350 километров.
Именно в Таре был открыт в 1931 году второй аэропорт после Омска.
Село росло, население стремительно перевалило отметку в 20 тысяч человек.
В начале 1960-х годов здесь было построено новое здание аэропорта, а аэропорт являлся важным узлом для малой авиации.
Но с развалом СССР разрушились стройные цепочки плановой экономики и региональная авиация внезапно стало глубоко убыточной.
Сначала с аэропорта перестали выполняться регулярные перевозки на Ан-2, а впоследствии и на вертолетах.
Сейчас уже непросто поверить, но численность личного состава аэропорта в Таре составляла 50 человек. Кроме здания аэропорта здесь был и диспетчерский пункт, база ГСМ,пожарные расчеты.
И такая инфраструктура была организована несмотря на то, что полоса все эти годы так и осталась грунтовой, не считая вертолетных площадок.
Прошли годы, и бывший аэропорт медленно деградировал до состояния вертолетной площадки.
Сейчас здесь базируется пяток "уставших" Utair-овских вертолетов, изредка выполняющих чартерные рейсы на нефтяные и газовые месторождения на севере области.
Да, площадку аэропорта, используют для выполнения редких санитарных рейсов и для нужд МЧС, но для данных задач подошла бы любая небольшая площадка для вертолета.
И пока готовил репортаж, совершенно случайно узнал, что летное поле аэропорта Тара в 2018 году сдано в аренду на 3 года компании из Томской области за 3,2 млн. рублей, которая выиграла конкурс у основного арендатора "Омский аэропорт ". Вот уж действительно, местный бюджет обогатиться такими поступлениями...
В остальном же можно констатировать, что самый северный аэропорт Омской области скорее "мертв" и "воскрешению" не подлежит. Но здесь и растаскивать особо нечего - бетонной ВПП нет, а это самое ценное на таких инфраструктурных объектах.
Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!