Баумринд сказала, что демократические родители "контролируют и передают четкие стандарты поведения своих детей. Они напористы, но не навязчивы и не ограничивают. Их дисциплинарные методы носят скорее поддерживающий, чем карательный характер. Они хотят, чтобы их дети были напористыми и социально ответственными, саморегулируемыми и готовыми к сотрудничеству." Демократическое воспитание требует, чтобы родители сами обладали хорошо развитой способностью как самоконтроля, так и самонаправления. Часто эти родители - внимательные и добросовестные люди, которые имеют сбалансированный набор внутренних, семейных и общественных ресурсов.
Дети демократических родителей испытывают тревогу в ответ на стрессоры, как и все мы. Тем не менее, было показано, что часто эти дети более адаптированы перед лицом стрессоров, с которыми они сталкиваются. Исследования показали, что дети демократических родителей реже испытывают изнурительную депрессию или тревогу, реже участвуют в социально агрессивном поведении и реже употребляют запрещенные вещества.
Твердый, но дружественный подход, принятый демократическими родителями, воспитывает социальную и академическую компетентность, облегчает развитие моральных способностей принятия решений и учит детей жить в здоровых пределах и терпеть разумный контроль, воспитывая способность как к самоконтролю, так и к самоуправлению. Как никогда ясно, что родители, которые уравновешивают способность быть требовательными в своих ожиданиях, оставаясь твердыми в дисциплине, наряду с воспитательными практиками доступности, привязанности и эмоциональной отзывчивости, воспитывают более уверенных, компетентных и жизнерадостных детей.