На просторах интернета бытует много инструментов, которые позволяют достигать цели, при этом часто случается так, что цель есть, она расписана, а вот достижение ее идет мучительно долго, рутинно и не интересно. Поэтому большинство людей не достигают своих целей, и стараются вовсе о них не говорить, как о неудачной попытке, которая отняла много сил и времени. Так почему же так тяжело достичь цель?
В этой статье я отвечу на этот вопрос - однозначно и прямолинейно. Главное, это быть честным перед собой и окружающими тебя людьми. Меня зовут Ирек Идиятов, в моих статьях - всегда будет ответ на заданный в теме вопрос. И мое мнение - это только мое мнение, которое сформировалось исходя из небольшого жизненного опыта и самоанализа. В любом случае - решение всегда остается за вами.
Искать ответ на этот вопрос мы будем следующими шагами:
1. Разберемся откуда берутся цели;
2. Какие инструменты для достижения целей предлагает менеджмент;
3. Поймем, почему это не работает, в связи с чем тяжело достигать цель;
4. Узнаем, как достигнуть цель.
Готовы? Тогда поехали! ))
Шаг 1. Откуда берутся цели.
В первые я познакомился с целями когда устроился на работу. Там были такие цели, как выполнение товарооборота, уровня удовлетворенности клиентов и заключения новых контрактов. Каждый месяц с меня и моих коллег спрашивали – почему цель не достигнута, как будем достигать и т.д. Я думаю сейчас многие из вас скажут, что некоторые компании ставят специально недостижимые цели или завышают план – я с удовольствием расскажу про это в следующих статьях.
Так вот, иду я значит домой и размышляю, как достичь высокого товарооборота, как увеличить кол-во новых контрактов. Ночью, мне сниться как новый клиент приходит подписывать договор. Так прошел год, потом я уволился. Просто надоело думать и переживать ежемесячно об одном и том же. Пошел в другую компанию, и там то же самое – цели, планирование, задачи, контроль, обратная связь, мотивация и все по кругу. И это абсолютно нормально, так и должно быть, ведь бизнес сможет функционировать в том случае, когда окупает сам себя. Будучи предпринимателем у меня тоже есть планы в цифрах и ключевые показатели эффективности бизнеса. Смысл заключается в том, что человек начинает проецировать инструменты менеджмента в личную жизнь. Так происходит с 70% работников. И это абсолютно нормально, ведь пять дней из семи человек проводит где? – на работе.
Получается вот что, человек работает, знакомится с инструментами менеджмента, такие как целеполагание, планирование, многозадачность, контроль, обратная связь, обучение персонала и начинает их проецировать в личную жизнь, ведь они работают в бизнесе. И это тоже нормально. Вот только упущен один очень важный момент, у компании есть миссия к которой она стремиться. Именно поэтому у нее есть цели. А какая миссия у вас?
Объясню немного с другой стороны. Компанию создают люди, которые одержимы какой-то идеей, например сделать жизнь лучше, дать возможность клиентам приобретать выгодно самый качественный товар, поддерживать свое здоровье в тонусе в комфортном фитнес центре, дать возможность клиенту приобрести любую технику только в одном месте экономя при этом время. Для того, что бы клиенты были довольны компании нужно проделывать ряд действий, вот пример самых простых – выбрать место, зарегистрироваться в налоговой, набрать штат, закупить товар, открыть магазин, поддерживать работу магазина ежедневно и повышать качество обслуживания. Это и будут цели.
Для того, что бы цели выполнялись их нужно правильно обозначить и для этого в менеджменте есть несколько эффективных инструментов, поговорим об этом в следующем шаге.
Шаг 2. Какие инструменты для достижения целей предлагает менеджмент.
Инструментов в менеджменте для корректной постановки целей я использую только два. Один для меня - SMART, второй для сотрудников – 5W2H. Подробно про каждый инструмент я расскажу в следующих статьях, однако познакомиться с ними нужно обязательно.
Конечно, в большинстве компаний для целеполагания используется техника SMART, она говорит о том, что цель должна быть конкретной, достижимой, ограниченной во времени, измеримой и мотивирующей. Например: сегодня до 12.00 нужно отправить письмо с заказом Александру для того, что бы товар поступил в пятницу. Для этого нужно использовать прайс, анализ продаж и электронную почту. Все очень просто. Кстати, в 90% компании знают об этом инструменте, и только 2% всех сотрудников его используют. Говорят, что он сложный или неудобный, потому что ставить задачи по SMART сотрудникам – полный «бред». И вот в чем секрет – техника SMART не для сотрудников, а для руководителя, который планирует свою деятельность. Для сотрудников нужно использовать технику 5W2H. А об этом из 100% всех компаний возможно знает только 1%. Зато используют около 60%. Есть над чем подумать.
Техника 5W2H как раз нужна для постановки не целей, а задач сотрудникам и коллегам. Звучит она примерно так – Вася, тебе нужно подойти к Маше и запросить у ней отчет о посещаемости, для того, что бы мы могли скорректировать табель и направить корректные данные в бухгалтерию для начисления окладной части. Делай это каждого 20 числа месяца до 12.00. Уже что-то знакомое и понятное да?
Вот и получается, что в бизнесе у нас есть два замечательных инструмента, которые позволяют поставить задачи и цели. Они работают, не на 100% но все же работают и приносят свои результаты, пусть не так быстро или не с таким качеством, но приносят. Так почему же эти инструменты хуже работают в личной жизни и почему цели так тяжело достигать? Ответим на этот вопрос в следующем шаге.
Шаг 3. Почему тяжело достигать цель.
В первом шаге, мы узнали с тобой – откуда берутся цели. Во втором шаге вспомнили, какие инструменты предлагает менеджмент для достижения целей, и вроде все должно быть хорошо, вот только цели либо не достигаются, либо достигаются с большим трудом. А порой достигнув цель – понимаешь, что не испытываешь какого-то долгосрочного удовольствия. Давай разбираться, почему так происходит. Человек трудоустраивается в организацию в которой нужно выполнять задачи и показывать результат своей работы. Человек работает пять дней из семи, обучается и развивается внутри компании. Далее он видит, что инструменты в менеджменте приносят пользу для бизнеса и начинает проецировать из в личную жизнь. И тут все идет не так гладко, как хотелось бы и вот в чем здесь скрывается секрет.
Компанию создают люди, которые одержимы какой-то идеей, они хотят решить какую-то бытовую проблему, видят в этом свое предназначение и миссию, что бы сделать жизнь в обществе лучше и комфортнее. Например, для этого продумали водопровод, унитаз, автомобиль, компьютер, стакан, подушку, закрывашку для банок, в которой бабушка закручивает на зиму огурцы. Придумали магазин, в котором можно купить все для ремонта или все для техники, магазины с товарами первой необходимости, аптеки. У каждой компании есть своя миссия, которая определяет ее предназначение. Например миссия продуктового магазина – быть всегда рядом. Миссия магазина подарков – удивлять, миссия стоматологии – дарить улыбки. Миссия производства матрасов – здоровая семья в ваших руках и так далее. Для того, что бы компания как можно дольше помогала клиентам и следовала своей миссии – ставятся планы, цели, задачи, планирование, осуществляется контроль, и обучение. И все получается, потому что компания одержима миссией, которая определяет ее направление и целями, которые помогают понять – удовлетворяет компания своей миссии или нет. Миссия стоматологии – дарить улыбки, как она это поймет? Когда 100% клиентов будут довольными.
То есть, определяется цель, которая звучит так: все клиенты которые получили обслуживание по процедуре чистки зубов в текущем месяце остались довольны и количество жалоб равно нулю. Далее, определяются задачи для сотрудников: Маше нужно работать в графике 2/2 в смене Павлом. Ольге надо следить за чистотой, Оксане регистрировать клиентов и принимать звонки. Сергею заказывать медикаменты, Александру контролировать работоспособность оборудования. Отсюда следует, что у компании есть миссия, для того что бы понять на сколько компания приближается к своей миссии определяются цели. Для достижения целей ставятся задачи персоналу. И все работает.
При этом Александр, который отвечает за работоспособность оборудования решил тоже поставить перед собой личную цель. Она так и звучит – хочу дом.
Достигает он эту цель трудом и потом. На самом деле, это не цель, а всего лишь желание. Именно поэтому мы начала вспомнили инструменты для корректной постановки целей. Цель должны быть конкретной, измеримой, ограниченной по времени, достижимой и мотивирующей.
Как минимум цель Александра должна была звучать так: К 2035 году на территории «Лесной поляны» у меня должен быть дом площадью 144 кв. м. Включающий в себя четыре спальные комнаты, площадь каждой по 15 кв. м. Одну кухню на первом этаже площадью …. То есть надо подробно расписать то, что должно быть сделано. Сделал это наш герой – нет. Достигнет ли цель наш герой? Возможно, только это будет очень тяжело – так как не понятно, что должно быть сделано и к какому сроку.
Подводя итоги обозначим, что у каждого работника компании есть задачи, которые позволяют прийти к цели, которые в свою очередь покажут на сколько компания соответствует своей миссии. А что делает человек – хочет просто хороший дом и усердно трудится. Поэтому цели достигаются с таким большим трудом, а иногда не приносят должного счастья. Потому что, они не подкреплены миссией. Поэтому перед тем как ставить себе цель нужно понять какова ваша миссия. И как это делать мы поговорим в следующем шаге.
Шаг 4. Как достигать цель.
В предыдущих шагах мы выяснили что компания создается с целью решения какой-то проблемы – это ее миссия ради чего она здесь. Для того что бы понять соответствие созданной компании своей миссии определяются цели. Для того что бы достигнуть цели – ставятся задачи. Человеку для достижения личных целей нужно сделать тоже самое – понять свою миссию, свое предназначение, определить цели которые могут понять на сколько ты приближаешься к своему предназначению и нужно определять задачи – которые ты будешь проделывать ежедневно или еженедельно, для того, что бы достичь цель. Поговорим о том, как понять свою миссию, и сделать это очень просто.
Присмотримся к некоторым специалистам, возьмем например продавца консультанта – один из них постоянно меняет свою работу, то ему не нравиться оклад, то руководитель, то коллектив. Если посмотреть на результаты его работы – они не нравятся руководителю, компании, клиентам. Возьмем другого специалиста – его результаты чаще выполняются, им доволен руководитель и клиенты. Суть скрывается в том, что кто - то нашел свое призвание, а кто-то ещё нет. Поэтому для начала нужно определиться с тем, что вам больше всего нравиться, чем бы вы хотели заниматься и уделить этому всю жизнь.
Понять, ваше это или нет – очень просто – достаточно задать себе один вопрос – готов и я этим заниматься всю жизнь. Если ответ да – поздравляю, вы нашли что искали, если ответ нет – поздравляю, вы поняли, что это не ваше и продолжаете поиски. На поиски могут уйти года, это нормально, главное не останавливаться. Приведу пример:
Семену нравиться продавать товар и он получает удовлетворение от работы продавцом в одном из магазинов. Нравиться работать с клиентами, помогать решать им разного рода запросы. Совсем не так давно Семен решил купить себе фитнес браслет что бы следить за тем, сколько в день он ходит работая с клиентами, так как работает по 12 часов, ноги в конце смены гудят. Семён понимает, что в городе этот браслет стоит дорого, поэтому решил заказать через интернет. И тут столкнулся с тем, что срок доставки очень большой а ждать как-то не хочется. Поэтому заплатив в два раза дороже он приобретает браслет в магазине. Придя с ним на работу – этот браслет заметили и другие коллеги и тоже стали интересоваться где и почем его можно купить. Тут Семен понимает отсутствие справедливости в ценообразовании и актуальность товара. Поэтому решается заказать в интернете несколько штук товара что бы дать возможность приобрести браслеты своим друзьям и близким за минимальную стоимость. И у него это получилось. Вот только одна проблема теперь стала ещё больше значимой – а как же другие?
И здесь Семен понимает, что вести анализ своего самочувствия важно не только ему и его друзьям, а так же и другим людям, поэтому он решает заказать одностраничный сайт для приема заказов, заказать небольшую партию товара и реализовывать его по всей стране.
Вот его миссия – дать возможность каждому человеку вести дневник своей физической активности для поддержания себя в тонусе. Для того, что бы сайт работал его нужно проплачивать до 25 числа текущего месяца, два раза в месяц нужно проводить акции, и периодически заказывать товар – это задачи. Семен ушёл с основного места работы, добавил на сайт еще некоторые услуги и аксессуары. Со временем у Семёна появилась семья, места в комнате родителей у которых они жили перестало хватать, а заниматься любимым делом не хватает времени и места.
Но Семёна заботит не это, а то что технологии меняются и для того что бы человек был энергичным, спортивным и радовался жизни существует много интересных товаров, которыми он хочет поделиться. Проблема в том, что одностраничный сайт не может себе позволить большой ассортимент, а места в комнате не хватает для товара – нужна отдельная квартира. Нет лучше дом, для того что бы я мог заниматься в отдельном кабинете и склад для хранения товара. Приобретение дома – это цель которая подкреплена миссией являющейся двигающей силой Семёна.
Какой нужен дом, где, сколько комнат – важный вопрос, при этом Семёна будет волновать такие ответы как – рядом с домом должно быть почтовое отделение, район должен быть тихим чтобы я не отвлекался, интернет работает потрясающе, склад должен быть площадку от 40 кв. м. кабинет в котором я работаю должен быть таким… Такой дом примерно стоит столько, значит для этого мне нужно сделать столько заказов, запустить столько акций и удовлетворить потребность столько клиентов – это долго и много. Начинаем заказывать интернет магазин, тогда, решив потребности большинства клиентов я смогу приобрести дом через такое-то время. Конечно сейчас нужно будет потерпеть, а сейчас заказываем такой и такой товар, нужно нанять человека который будет заниматься отправкой, снять небольшой склад – это уже задачи.
От сюда следует, что человек движимый миссией сможет достичь больше, чем человек просто ставящий перед собой цели скопированные у тех, кто одержим миссией.
Поэтому нужно поступить следующим образом – в первую очередь – нужно найти свое предназначение, найти дело вашей жизни. Только после этого составить цели которые нужны вам лишь для того, что бы понять – приблизились ли вы к своему предназначению или нет. Далее составить задачи на каждый день. Что бы шаг за шагом приближаться к цели.
Начинайте действовать прямо сейчас.
Как правило такой путь начинается с одного человека, далее создается команда, компания, корпорация и всем нужно эффективно управлять. И если в вашей команде появится менеджер которого нужно научить корректно ставить цель, планировать, ставить задачи подчиненным и контролировать их работу – не тратьте на него время, просто порекомендуйте ему прочитать полезную литературу с конкретными инструментами которая сделает его эффективнее, а вашу миссию выполнимой.
Оказывается нужно не только ставить цели, но и понимать свою миссию. Компании это понимают, потому многие функционируют долго и успешно. Ставя перед собой цели и задачи. Так же понимать свою миссию нужно и человеку для того, что бы ставить перед собой корректные цели и задачи.
Возможно среди вас есть хорошие строители, доктора, кто-то из вас придумает новое лекарство, кто-то технологию, все мы нужны друг другу. Желаю вам успехов в поиске своей миссии - это у вас точно получиться, с уважением к Вам и вашей работе Ирек Идиятов.
Теперь о главном:
Уметь ставить цели - это один из базовых навыков приближения к своей мечте или к миссии, если вы работник компании. Помните, что на пути приближения к миссии, вам потребуются такие навыки как:
- Планирование
- Постановка задач
- Контроль
- Обратная связь
- Мотивация
- Передача навыков (делегирование)
- Управление командой
Это только базовые навыки, которые помогут вам уже начать двигаться и достигать. Можно и без них, если вы планируете приближаться к мечте в рамках 500 или 1000 лет 👀
Шаг 5. Ваш выбор
Вы знаете как достигать целей и знаете, что только этого недостаточно. Что вы решите? Развивать базовые навыки управления самостоятельно или применять уже готовые алгоритмы?
Что вы выберете:
Выбор №1: Развиваться самостоятельно, занимаясь поиском информации в свободных источниках и вкладывая огромное количество времени на формирование умений применения приобретенных знаний.
Выбор №2: Приобрести навыки целеполагания, планирования, постановки задач, контролю, обратной связи, мотивации и делегированию через 52 часа в рамках курса: "Эффективный руководитель".
❤️ Как вы считаете, какие человеческие качества поспособствуют лучшему достижению целей?