Найти тему
Плёнки и винил

«Солярис» расшифрованный: раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой-5

Оглавление

Продолжаем разбираться в символике «Соляриса» Андрея Тарковского. В предыдущих частях (1, 2, 3 и 4) мы добрались до того момента, где Крис и Бертон посмотрели архивную запись научного совещания по соляристике.

1. Неловкость

Последующие после просмотра видео диалоги полны неловких моментов: Бертон не может говорить с Крисом при его отце, у Криса не клеится разговор с отцом, тётка вклинивается с вопросом где будут ночевать гости. Все эти нестыкущиеся фразы резко обрываются буквально на полуслове, когда отец говорит: «Послушай, Крис...» Всё это развивает атмосферу затруднённой коммуникации между родными, казалось бы, людьми.

В кадре между Крисом и отцом лежит медицинская металлическая коробка, которая, скорее всего, напоминает Крису о самоубийстве его жены (в котором он хоть и косвенно, но виноват). Эта неизбытая виновность и отделяет Криса от близких людей.
В кадре между Крисом и отцом лежит медицинская металлическая коробка, которая, скорее всего, напоминает Крису о самоубийстве его жены (в котором он хоть и косвенно, но виноват). Эта неизбытая виновность и отделяет Криса от близких людей.

Интересно и что научное сообщество сочло Бертона чуть ли не сумасшедшим. Он единственный из всех персонажей близко соприкоснулся с Солярисом – разумным океаном, который обращается прямо к сознанию, памяти и совести человека. Теперь он как бы «не от мира сего», поэтому выглядит посторонним и непонятным для остальных, особенно для учёных, в категории которых с трудом вписываются понятия типа совести.

2. Ребёнок боится лошади

Следом идёт сценка, где ребёнок бежит из конюшни (он называет её гаражом) и жалуется тёте Криса, что там «стоит что-то большое». В фильме это одна из первых примет того, что действие происходит в будущем – где люди настолько оторвутся от природы, что перестанут знать животных.

Кстати, во многих мифах кони и лошади – СОЛЯРные символы.

И в итоге ребёнок всё же перестал бояться и стал гладить лошадь.

3. Спор об истине

Крис и Бертон рассуждают о будущем соляристики. Крис здесь выступает с позиции того, что в поиске истины годятся любые методы, а Бертон напоминает ему о Хиросиме. Этот короткий диалог имеет за собой серьёзный исторический фон. Ну, вот например.

-2
Это русский философ XIX века Николай Фёдоров, и он оказал заметное влияние как на мистически настроенных поэтов-символистов, так и на сугубо рациональных советских учёных. Он считается отцом русского космизма.
Сильно упрощая, его идеи можно пересказать следующим образом.
Самым страшным для человека является смерть: она стирает личность и делает бессмысленным его существование. Поэтому настоящей миссией науки должно стать преодоление смерти, иначе говоря, бессмертие. Мало этого: достигнув его, мы должны будем воскресить всех уже ранее ушедших людей. Но поскольку тогда человечество не поместится на Земле, необходимо расширять обитаемые территории, орошая пустыни и растапливая Антарктиду, и осваивать другие планеты. Но такая толпа людей станет опасной самой для себя без нравственного роста. Так что развитие наук и морали (а Фёдоров при всём своём интересе к науке был убеждённым христианином) должны идти рука об руку.
Идеи космических полётов и переоборудования Земли были восприняты советской наукой (К. Циолковский), при этом этический аспект концепции Фёдорова оказался для неё не столь важен; а мысль о нравственном преображении человечества разрабатывалась мистическими философами (В. Соловьёв).

Спор героев бессмыслен, потому что они по-разному понимают само слово «истина»: для Бертона это моральная категория, а для Криса – чисто научная в позитивистском смысле (то, что можно измерить, взвесить и т.д.). Поэтому уходя Бертон говорит: «Он бухгалтер, а не учёный».

Сам Тарковский комментировал:

Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень.

Далее следовала ещё одна вырезанная сцена, где тётя смотрела телевизор, по которому рассказывалось об обитателях орбитальной станции «Солярис». Скорее всего, режиссёр решил, что это лишняя информация, поскольку зрители и так с ними познакомятся впоследствии.

4. Виноват

Передача по телевизору прерывается видеозвонком Бертона, и он начинает с того, что «сам виноват».

-3

В этом фильме понятие вины исключительно важно. Например, на станции внутренне изменившийся Крис скажет Сарториусу (самому несимпатичному персонажу из всех): «Вот вы не виноваты, а я виноват». Чувство вины означает наличие у человека совести и, следовательно, внутреннего развития. В начале картины этим чувством сполна наделён только Бертон – единственный, напомним, из показанных пока персонажей, который был близко к загадочному всезнающему океану Солярису.

Следующий обзор начнём со знаменитого протяжённого проезда по «городу будущего».

Читайте также:

«Солярис» расшифрованный. Часть 1. О вырезанных титрах, музыке и первых кадрах

«Солярис» расшифрованный. Часть 2. Сад, лошадь и невымытые руки

«Солярис» расшифрованный. Часть 3. О дожде, обстановке в доме и недоеденных яблоках

«Солярис» расшифрованный. Часть 4. О фильме в фильме и гигантском ребёнке

Курьёзные факты о съёмках «Космической одиссеи» фильма, повлиявшего на «Солярис»

Любопытные детали фильма «Шагаю по Москве», где оператором тоже был Вадим Юсов

История появления фильма «Чужой» ещё одной классики космической фантастики 70-х