Французская компания Berliet, производитель грузовых автомобилей, всегда славилась нестандартным подходом. Как и многие другие французские автопроизводители. Но в конце 50-х они смогли превзойти даже себя, представив в 1957 году огромный 3-осный грузовик Berliet T100. Его показали во время Парижского автосалона. Но он был настолько огромным, что для него не нашлось места в главном павильоне. Поэтому он демонстрировался возле входа.
Когда появился T100, он стал самым большим грузовиком в мире. Сейчас, конечно, есть грузовики и побольше, но тогда не было. Всего было изготовлено 4 экземпляра T100. Первый был заказан нефтяной компанией, работающей в Сахаре. Любопытно, что на разработку и производство самого первого компания затратила всего 9 месяцев.
Второй экземпляр был заказан в 1958 году, а на следующий год сделали еще два. Причем один из них отличался нестандартным расположением кабины, которая переместилась вперед и заняла своё место над двигателем. Вот, посмотрите, на этот экземпляр. Выглядит очень внушительно:
Последний экземпляр отличался от трех других еще и тем, что имел колесную формулу 6х4, тогда как остальные экземпляры были полноприводными. Снаряженная масса Berliet T100 составляла 59 тонн, а полная масса достигала 200 тонн. В качестве силового агрегата использовали дизельный двигатель Cummins V12 рабочим объемом 29,6 л и мощностью 600 л.с., которую впоследствии удалось увеличить до 700 л.с.
Правда, даже такая мощность не сделала T100 быстрым. Его максимальная скорость составляла всего 34 км/ч. Но даже с такой скорости тяжеленный грузовик надо было как-то останавливать. Была разработана особая тормозная система, использующая компоненты от самолетов. А для привода гидравлической системы вообще установили отдельный двигатель от легкового автомобиля Panhard! Круто, да?
Как вы можете догадаться, такой тяжелый грузовик потреблял невероятное количество топлива. Только вдумайтесь, при полной загрузке Berliet T100 потреблял 640 (!) литров на 100 километров. Это в 64 раза больше, чем среднестатистический легковой автомобиль. Для того, чтобы обеспечить хотя бы какой-то приемлемый запас хода, на раме закрепили два топливных бака по 950 литров каждый.
Продемонстрировав самый первый T100 в Париже, его отправили на выставки в Лионе, Авиньоне, Хельсинки, Касабланке, Франкфурте и Женеве. После этого он прибыл в Алжир на место своей работы. После восстановления независимости Алжира грузовик был передан местным властям. Проработав несколько лет на месторождении нефти, он отправился в музей в Хасси-Мессауд.
Вот тот самый экземпляр с бортовым кузовом, который до сих пор хранится в музее:
Второй Berliet T100, также несколько лет проработавший в Алжире, в 1981 году вернули во Францию на завод. Там он был тщательно восстановлен и сохранен для собственного музея. В прошлом году его можно было увидеть на выставке в Париже. Этот экземпляр имеет более короткую колесную базу и платформу без бортов для перевозки различных спецгрузов.
А вот судьба третьего экземпляра не такая радужная. В течение 4 лет его использовали для работ на урановом руднике в Бессине. В 1965 году его передали некой дорожно-строительной компании, а в 1978 году отправили на слом. Судьба четвертого T100 с кабиной над двигателем вообще не известна. Его собирались оснастить двигателем мощностью 1000 л.с., но это так и осталось в планах.