Клуб миллионеров под названием «Мейнстрим» постоянно закрывает двери перед многообещающими талантами, и если сейчас интернет позволяет распиарить любой проект и собрать фанатскую базу, то в прошлом неопределенность закручивала творческий путь узлом, который удавалось распутать только самым упорным.
Судьба обошлась с участниками этого списка по-разному: одни добились огромного признания, но избежали всемирной славы, другие же никогда не получали должного внимания и закончили карьеру в безызвестности. Как бы то ни было, представленные малоизвестные альбомы могут существенно разнообразить плейлист.
Budka Suflera – Ona przyszla prosto z chmur (1980)
Непознанные шедевры кроются прямо под носом, что доказывают легендарные польские рокеры. У себя на родине они давно почитаются как классики, но восточных соседей они никогда не радовали своим визитом, предпочитая выступать для европейских и американских диаспор, из-за чего коллектив практически неизвестен в странах бывшего СССР.
Малоизвестный альбом «Она спустилась прямо с облаков» стоит отметить еще и тем, что широкая аудитория поклонников отдает предпочтение другим работам, а сами музыканты после возвращения в состав первого вокалиста исполняла старые песни только на юбилейных концертах.
Turbo – Kreci sie nasz film (1982)
Этот польский квинтет также не возвращается к раннему материалу, поскольку группа полностью перепрофилировалась на тяжелый металл и по праву считается одним из важнейших коллективов на постсоветском пространстве в этом жанре, поэтому первые песни были выпущены только в качестве двух сборников, которые актуальны даже в наше время.
Peter Green’s Fleetwood Mac – Live At Warehouse New Orleans (1970)
С многострадальной британской блюз-рок-группой произошло почти то же самое, что и с польскими коллегами, правда, резкий разворот был неизбежной мерой: лидеры и главные композиторы повредили душевное здоровье пьянством и наркотиками, остальные участники также спились и на время выбыли из игры, в это время продюсер набрал параллельный второй состав, чтобы подзаработать на известной вывеске, но в конечном счете оставшиеся члены взяли себя в руки и переехали в США, где составили поп-рок-репертуар, влились в мэйнстрим и больше никогда не возвращались к прежнему творчеству.
Примечательно, что «Live At Warehouse New Orleans» малознаком даже поклонникам раннего Fleetwood Mac, поскольку эту запись можно встретить либо в виде вычищенного неравнодушными людьми «самопала», либо в виде лимитированного японского издания.
Lady Pank – Lady Pank (1983)
Несмотря на то что название еще одной польской культовой группы содержит слово «панк», ее светлая музыка далека от этого буйного жанра, хотя легкий незамысловатый стиль малоизвестного альбома Lady Pank ориентирован в первую очередь на молодежь и придется по душе даже современным представителям молодого поколения.
Thundermother – No Red Rowan (1971)
Впечатлившись выступлением Beatles, Дэвид Джон собрал свою команду, но очень быстро отдалился от вдохновителей и начал играть более резкую музыку, которая вполне могла бы конкурировать с Rolling Stones.
Однако записи не получали должной поддержки, а самоубийство продюсера поставило крест на студийной карьере.
Уже в новую музыкальную эпоху прогрессивного рока с увеличившимся арсеналом технических возможностей Джон вернулся с еще более зрелым проектом и публика его полностью проигнорировала, поэтому сейчас потенциальная классика 70-х, в том числе и малоизвестный альбом «No Red Rowan», практически полностью забыта.
Steamhammer – Speech (1972)
В продолжение темы психоделической музыки нужно упомянуть о еще одних британцах, которые превзошли коллег из Thundermother в плане оригинальности композиций.
Для заключительного альбома Steamhammer выбрал путь традиционного прогрессивного рока с песнями по 10-20 минут, что позволило создать из каждой впечатляющее музыкальное приключение из ярких гитарных партий, эффектов и медитативных вставок с повторяющимися мелодиями.
T2 – It’ll All Work Out In Boomland (1970)
Британское трио, которое сейчас оценивается поклонниками прогрессивного рока как одна из важнейших групп Туманного Альбиона, помимо отличного музыкального материала, имело хороший для начинающих музыкантов контракт и даже сверкнуло на телевидении.
Однако прямая дорога к успеху обрушилась из-за внутреннего конфликта, повлекшего за собой распад. Спустя 20 лет бывшие участники объединились и записали альбом, но шанс уже был упущен, зато малоизвестный альбом «It’ll All Work Out In Boomland» все еще очаровывает.
Lafayette Afro Rock Band – Soul Makossa (1973)
К диско и его брату фанк-року невозможно относиться равнодушно, особенно сейчас, когда эти жанры считаются экзотическими. Тем не менее совсем немногим исполнителям подобных направлений удалось закрепиться в популярной культуре: Lafayette Afro Rock Band также не смогла получить заслуженного признания даже в годы рассвета зажигательной танцевальной музыки.
Насыщенный рынок США вынудил афроамериканцев перебраться на родину Лафайета, где они выступали перед африканскими эмигрантами, безуспешно записывали альбомы, работали в качестве наемных музыкантов для известных артистов, в конечном счете пробились в британские чарты, но, не наделав много шума, вскоре расформировались, хотя теперь их альбом «Soul Makossa» претендует на то, чтобы считаться классикой жанра.
VA – Saigon Rock & Soul (1968-1974)
На первый взгляд, включать в подобный список сборник разных исполнителей кажется неуместным, однако когда еще вы встретитесь с чем-то похожим? Он включает в себя творчество разносторонних групп Южного Вьетнама, которые пропитались западными веяниями с помощью французских колонизаторов и американских союзников.
Возможно, Вьетнам стал бы второй Южной Кореей с богатой музыкальной культурой, которая почитается за рубежом, но в 1975 году государство пало под давлением северных соседей, Сайгон превратился в Хошимин, а чужеземная мода расходилась со взглядами коммунистов на светлое будущее.
Ragnarok – Nooks (1976)
На другом конце мира также отыщется немало отличной музыки. Новозеландская группа Ragnarok выпустила всего три альбома с учетом лайва и ни один нельзя назвать выдающимся. Но это не отменяет их достоинств, более того, любители прогрессивного рока просто обязаны ознакомиться как минимум со вторым лонг-плеем.
Понятно, что оценить вышеперечисленные малоизвестные альбомы групп, о которых Вы скорее всего никогда ранее не слышали, будет непросто, учитывая давность и качество записей. Но истинные ценители раритетных композиций, а также те, кто стремится познавать новую для себя музыку, независимо от ее возраста, могут смело добавлять данное творчество в свою коллекцию.