Это не я сказал, а интурист. Ну как турист – ассистент профессор привез своих студентов смотреть на российские «богатства, бесхозяйственность и недра». Как им втолковывала их пресса. Не всё из этого они увидели.
Неточный тезис в заглавии - из первого заезда ассистента. Потом у него прошло. Потому что догадался, что любить/беречь громко и публично – по-западному – это показуха. А наша природа никогда не кончится. Даже если ее не тушить.
Как было
Сначала, и это естественно, его и студентов плющило от расстояний. Затем от богатств - тут понятно. Потом от отсутствия бесхозяйственности, по причине полного отсутствия хозяйства, в классическом его, западном, понимании. Когда каждая ф. упаковывается и продается друг другу - и это бизнесом зовется.
Ну а более всего их плющило - от извлекаемых недр и сложного механизма перекачивания их за бугор с потерей всякой прибыли, а чаще - с убытками. Которые (убытки) покрывали те, у кого эти самые недра неизвестные фигуранты присвистнули. (Заметьте, опешившими оказывались импортные – экономисты, пусть и начинающие). Но проникся ассистент не этими хитро…мудрыми механизмами, за которые даже у них (в первую очередь у них) сажают на кол.
А проникся он народом – древними традициями, историей, даже сказал бы я – древним устоем современной жизни. Открытостью и радушием меньше – и так знали. Но более всего - абсолютным равнодушием населения к политике-экономике-религии а, где то - и к действительности.
Из чего им и был, затем, выведен источник «отсутствия деловой активности».
Предположим - почему нас ничего не колышет
И попробуем понять, почему то, что нас ничего не колышет, сильно колышет тех, кто сюда путешествует. А особенно тех, кто пытается нами управлять. И зачем все они мечтают окунуть нас с головой в их кривую псевдо экономику.
Предположу – изначально была неверна база, потому что логике учили наших затейников - не на земле, а в бизнес-школах. И эта логика предполагала, что если покупать у аборигенов все за копейки, то аборигены будут работать круглые сутки, чтобы заработать рубль и купить на этот рубль бусы. Обучавшие не знали русского идиоматического выражения, которое дословно переводится на русский как «зачем?».
Возможно потому, зудящая жажда понтов, шевелящая экономику везде, в глубине Россиюшки и не приживается никак. Бывает. Факир был не факир и фокус не удался - переучиваться.
Думаете – почему мы такие?
Потому что народ в курсе – что он будет жить вечно.
В детях, внуках, изделиях, в памяти, в территории, в опыте и т.д. потому народ никуда и не спешит. И у него все есть. Условие вечной жизни одно - должна быть неизменной среда. Неизменными должны быть традиции и уклад. Неизменным – добро.
А измененным должно оказаться - зло.
А парнишки, которым в эконом.школах Чикаго выстроили мозги - они хотят быстро по учебнику сочинить схему – и в эвакуацию. Они так мыслят. Не их вина. И они не живут вечно. Они не народ. Оттого они на народ и в обиде всегда. Смотрите их обиженную прессу и передовой отряд их теледив.
А что ассистент?
После нескольких поездок он издал богатую книгу о нас, и презентовал ее всюду, в основном в Америке, проехав ту всю, на арендованном драндулете. В книжке расписывался в уважении к нашим людям, истории, реке, тайге и ландшафтам. Упоминал и о ресурсах.
Но я так и не увидел в ней вывода, что «эти русские знают как жить, и что вечно живет только стационарный народ, все остальные – временны». А ведь знал. А теперь ему до старости ездить по России и ответ вспоминать.
А что экономика природы?
Тут вовсе просто: мы свою природу любим, потому бережем и не трогаем. А еще мы свободу любим. Которая никогда не кончится. Если ее экономике не подчинять, и не болтаться как цветы в проруби, в поисках незнамо чего. Чего так жаждут затейники всякие. И что нас учат никогда не делать русские сказки.
Но обещаю – к экономике устойчивого природопользования мы со временем все-таки придем и терпеливо её обсудим.