Коротко о, возможно, самом нашумевшем произведении Антона Чехова, повторившего судьбу повестей «Степь» и «Три года»...
«Мужики» ― первая повесть «мужицкой трилогии» Антона Чехова («Мужики», «Новая дача», «В овраге»), своей публикацией в 1897 году вызвавшая ожесточённые споры. Сегодня считается одним из главных шедевров писателя.
Произведение основано на жизненном опыте самого Антона Павловича, несколько лет прожившего в имении в Мелихово. По сюжету напечатанной части повести главный герой, лакей Николай, из-за болезни переезжает из Москвы в родную деревню, где застаёт упадок как деревни в целом, так и своей семьи в частности.
«В апрельском выпуске „Русской мысли“ появится повесть, где я описываю пожар, вспыхнувшей в Мелихово, когда вы тут побывали в 1895 году»
Из письма Антона Чехова брату Александру от 2 апреля 1897 года.
Когда именно Чехов начал работать над повестью, точно не известно, но закончил он её к концу февраля 1897 года, параллельно принимая активное участие во всероссийской переписи населения.
Впервые произведение было напечатано в апреле того же года, в журнале «Русская мысль». С незначительными изменениями и дополнениями к последней главе повесть была издана отдельно Алексеем Сувориным. Затем Чехов опубликовал её как часть книги «1. Мужики. 2. Моя жизнь». С небольшими правками Антон Павлович также включил повесть в девятый том собрания своих сочинений в 1899-1901 гг. Также повесть опубликовали в Париже: сначала, в сентябре 1897 года, в двухнедельном издании Quinzaine, а затем, в 1901 году, отдельным изданием с иллюстрациями Ильи Репина.
«Я написал повесть из мужицкой жизни, но говорят, что она не цензурна и что придется сократить ее наполовину»
Из письма Алексею Суворину от 1 марта 1897 года.
Публикация «Мужиков» разделила литературное сообщество на два лагеря. Николай Лейкин и Александр Южин, например, в письмах восхищались как самим произведением, так и талантом Антона Павловича.
В то же время в прессе печатались резко отрицательные отзывы, а большинство рецензий оказались в той или иной степени поверхностными. А глубоко уважавший Чехова Лев Толстой, согласно дневника Виктора Миролюбова, после прочтения повести сказал, что «его „Мужики“ ― это грех против народа, он не знает русского человека».
Так или иначе «Мужики» стали одним из самых крупных литературных событий конца 1890-х годов: анонимный рецензент «Северного вестника» отмечал, что успех повести сравним с тем временем, когда печатались новые романы Тургенева или Достоевского; само произведение дала начало спору Петра Струве из «Нового времени» и Николая Михайловского из «Русского богатства» ― первый восхвалял Чехова, а второй критиковал.
«Ее читали, обсуждали, по поводу ее много спорили. Впечатление от нее было ошеломляющее. Как обухом по голове»
Из письма профессора Иванюкова Антону Чехова от 10 октября 1897 года.
Исходя из заметок и черновиков, повесть задумывалась Чеховым как большое эпическое произведение, возможно как роман, в котором деревня занимала лишь первую часть, как раз и опубликованную в 1897 году. Но вторая часть не была закончена, до нас дошли лишь десятая и начало одиннадцатой главы, в которых действие перенесено в Москву.
Если говорить не только о напечатанной части повести, но о замысле в целом, то по сюжету герои, попадая в деревню, мечтают о жизни в Москве, но оказавшись в городе, тоскуют по деревне.
Антон Павлович задумывал продолжение параллельно деревенской части, развивая всё ту же тему подневольного человека, но уже «в условиях не деревенского, а городского ада».
Почему автор прервал работу над городской частью произведения, причём в самый трагичный момент, неизвестно. Однако в этом проявляется некая общая закономерность: Чехов не единожды задумывал большое произведение, но всякий раз замысел сжимался в процессе написания. Так повесть «Степь» осталась без задуманного продолжения, планируемое как роман, произведение «Три года» стало повестью, а большая серия рассказов вылилась в футлярную трилогию.
«В первой половине апрельской книжки „Русской мысли“ в цензурном отношении особенного внимания заслуживает статья А. П. Чехова „Мужики“. В ней слишком мрачными красками описывается положение крестьян, проживающих в деревнях. В течение лета они, не зная отдыха, работают с утра до поздней ночи с своими семьями, а между тем хлеба не заготовляют для своих семей и на половину года. Питаясь, поэтому, впроголодь, они тем не менее почти все поголовно пьянствуют. На пьянство они не жалеют ничего, даже одежды своей. Пьяные, они зверски обращаются с своими женами и, уродуя их всячески, всегда считают себя безнаказанными. И без того беспомощных, их особенно тяготят подати, которые всею тяжестью ложатся на семейства крестьян. В чем же кроются причины такого печального положения крестьян, или вернее, их семейств? В невежестве. В бога большая часть мужиков, будто, не верит и к религии относится слепо. Крестьяне жаждут света и знания, но не могут сами по себе найти его, потому что грамоте из них редкие обучены. Большинство же будто и понятия о ней не имеют».
Из доклада цензора С.И.Соколова, 1897 год.
А что скажете о «Мужиках» вы? Читали ли вы мужицкую трилогию или не понимаете, о чём речь? Жду ваши ответы в комментариях. А ещё жду от вас лайк и подписку: так я пойму, что создал канал не зря. Всем добра!
Ждут вашего внимания:
Замятин и роковой дедлайн | О том, как эпическая тетралогия об Атилле стала небольшой повестью, и что именно мы потеряли со смертью Замятина...