Немецкие летчики-истребители считаются самыми результативными в истории Второй мировой войны. Многим приписываются сотни побед в воздушных боях. Большинство из них было одержано на Восточном фронте. Два аса люфтваффе - Эрих Хартман и Герхард Бархорн записали на свой личный счет более 300 сбитых самолетов. Возникает вопрос, возможно ли было добиться таких показателей?
Дадим несколько фактов, которые помогут ответить на этот вопрос
Английский или американский летчик, сбивший 5 немецких самолетов, считался асом. В ВВС Красной армии за 3 сбитых самолета вручали правительственную награду (в том числе за каждый по тысяче рублей). Звание Героя Советского Союза давали за 10 воздушных побед. При этом требовалось удостоверить этот факт на месте падения сбитого самолета или получить подтверждение от наземных наблюдателей.В воздушном бою требуется мастерство
В ходе Восточной компании немецким пилотам вручали высшую награду рейха Рыцарский крест за 20 воздушных побед. Для занесения каждой на личный счет было достаточно заполнить анкету и получить данные от воздушного наблюдателя. Для асов люфтваффе заказы на победы в воздушных боях были продиктованы гитлеровским руководством. Они не требовали серьезных подтверждений.
Естественно, что при такой методике подсчета количество сбитых самолетов завышалось. Тем не менее, даже если отбросить возможные приписки, как пилоты люфтваффе смогли добиться таких успехов?
В первые годы войны немецкие летчики-истребители значительно превосходили наших по трем важным позициям: технике, опыту и тактике ведения воздушных боев.
Основная задача люфтваффе на Восточном фронте заключалась в поддержке сухопутных войск. Поэтому воздушные бои обычно велись на средних и малых высотах. Немецкие летчики атаковали группу наших самолетов пикируя, сбивали несколько и снова набирали высоту.
По немецким сведениям к концу первого дня войны Мессершмиты-109, оснащенные осколочными бомбами, вывели из строя на разведанных аэродромах около полтора тысяч самолетов. В воздухе было сбито не менее 300. Потери немцев составили несколько десятков машин. Успех был грандиозным. Геринг даже не мог поверить полученным донесениям. Цифры подтвердились, когда сухопутные войска захватили аэродромы в прифронтовой полосе. Они не сильно превышают, те, которые установлены советскими историографами.
Летно-технические характеристики Мессершмидта-109
- Вес снаряженного – 3600 кг
- Мощность двигателя – 1175 л. с.
- Скорость – 650 км/час
- Вооружение –2 х 20-мм пушки и 2 пулемета. Некоторые модификации несли по 4 бомбы весом 50 кг
Мессершмидт-109 считался лучшим истребителем Второй мировой войны. По своим летным характеристикам и вооружению он превосходил наши самолеты. Все немецкие пилоты имели отличную выучку и боевой опыт, полученный в ходе воздушных боёв во Франции, Польше и битве за Британию.
Большинство наших летчиков к началу войны не имели такого опыта. Лишь некоторым удалось поучаствовать добровольцами в гражданской войне в Испании на устаревших истребителях И-16. Утвержденная к тому времени тактика воздушных боев была неэффективной. Неопытные летчики просто пытались удержать курс и высоту, не ломая строя. Мессеры сбивали их одного за другим. Тем не менее, моральный дух наших соколов был высоким. Неспособность противостоять немецким асам компенсировалась проведением таранов.
Стоявшие на вооружении истребители авиаконструктора Поликарпова устарели и в начале войны не могли противостоять Мессершмидтам. Более современных самолетов не хватало и, к тому же, они тоже имели свои недостатки. Так Як-1 отличался слабой конструкцией и недостаточно мощным вооружением. Миг-3 и ЛаГГ-3 имели плохую маневренность. Летчики, привыкшие к истребителям Поликарпова, считали современные монопланы тяжелыми в управлении. На улучшение их характеристик требовалось время.
Летно-технические характеристики истребителя Як-1
- Вес снаряженного – 2990 кг
- Мощность двигателя – 1020 л. с.
- Скорость – 530 км/час
- Вооружение – 20-мм пушка и 2 пулемета
В первых воздушных боях советские летчики понесли большие потери. Их требовалось быстро восполнять. На качественную подготовку пилотов времени не хватало. Лишь к завершающему этапу войны на фронт стали направлять более-менее подготовленных. Тем временем асы люфтваффе воевали на Восточном фронте уже два или три года.
По мере того, как Германия терпела поражение в войне, все больше испытывая недостаток с горючим и запасными частями к самолетам, а также с повышением летного мастерства советских летчиков, люфтваффе постепенно утратила господство в воздухе и её асы исправить эту ситуацию уже не смогли.