Или как удивляет трёхактная структура
Сценаристы натёрли мозоли, пока работали над фильмами с трёхактной структурой. Она настолько буднична, что от любого эксперимента сс композицией фильма зритель падает со стула: либо уснул, либо в восторге.
В поисках новых впечатлений я не листаю график премьер, а лезу в архивные сокровищницы, там хранится много бриллиантов. Например "Скромное обаяние буржуазии" Луиса Бунюэля. До боли простой сюжет, а отвести глаз невозможно. Всё дело работе с драматургией сцен.
Испанец использует гибридную композицию сценария: новелльную (нескольких историй, частично связанных между собой) и эллиптическую (внешний конфликт отсутствует, классы сталкиваются лишь в нашем сознании). Каждая новелла устроена трёхактно: завязка (экспозиция, представление героев и пространства), перипетии (развитие действия, усложнение конфликта), развязка (кульминация, выход из ситуации). Акты стыкуются событиями, рассекающими привычный ход вещей, ключевыми сюжетными поворотами.
Что делает проказник-Бунюэль? Он берёт замыленную экспозицию (буржуа собираются поесть) и разрезает её нелогичными событиями: то выясняется, что умер хозяин ресторана, то ужин прерывается военными действиями, то арестом, то вообще всё заканчивается убийством... Эти сюжетные находки приводят к отсрочке перекуса или более абсурдному выходу из сцены (это был чей-то сон). Драматической развязки не случается. В любом случае, игра с внедрением абсурда между первым и вторым актом работает на общий смысл картины. Сюжетные завязки оказываются бессмысленными, как и вся буржуйская жизнь. Интеллигентишки бесхарактерны и слабы до такой степени, что не могут даже поесть. У них нет ни воли, ни целей, ни интересов, ни желаний, кроме низменных: поужинать, выпить и совокупиться. Бунюэль передаёт эту мысль не только сюжетом, но и диалогами. Разговоры героев обрывисты и бессодержательны.
Под критику в фильме попадают разные социальные группы: чиновники, духовенство, армия, полиция. Епископ устраивается садовником, а в один момент застреливает человека. Посол южноамериканской страны перевозит наркотики, комиссар спит на рабочем месте.
Квинтессэнция критики - сцена, где шесть главных персонажей идут по сельской дороге в неизвестном направлении. Может быть, они ищут кафешку, где смогут спокойно пообедать, может, бегут в загадочную страну Миранду, а, может, просто шагают, чтобы шагать. На этой обезличивающей дороге буржуа олицетворяют собой всё наше общество. И нас с Вами тоже. Очень много людей живут, просто потому что боятся умереть. Заботятся о том, чтобы поесть и с кем-нибудь переспать. Без целей и без стремлений.