Для 35-летнего офисного работника Ким Сон Су носить с собой кошелек с наличными или пластиковой карточкой - дело прошлого.
В долине Pangyo Techno, где он работает, можно легко купить чашку кофе и подстричься без каких-либо наличных денег или карточек, если у него есть смартфон.
Технологический кластер, расположенный к югу от Сеула в Соннаме, провинция Кёнги, часто называют южнокорейским эквивалентом Кремниевой долины Калифорнии. Чтобы пользоваться какой-то услугой в этом районе, все, что нужно сделать Киму, - это положить свой телефон рядом с одним из терминалов, установленных в каждом магазине. Приложение Samsung Pay на его смартфоне делает все остальное, и платеж автоматически списывается с его кредитной карты или списывается с его банковского счета.
«Я и мои коллеги вообще перестали нести с собой кошелек с тех пор, как работаем здесь», - говорит Ким, которая работает в компании, занимающейся мобильными приложениями. «Носить кошелек в Pangyo просто рискованно и утомительно».
Безналичный образ жизни не является феноменом, ограниченным только Pangyo. Все больше потребителей и владельцев бизнеса в Южной Корее отдают предпочтение цифровым платежам по сравнению с банкнотами или карточками.
По данным Банка Кореи, количество транзакций с наличными для потребителей значительно сокращается, поскольку все больше людей выбирают варианты мобильных платежей.
Опрос 1100 взрослых, проведенный в период с октября по декабрь прошлого года, показывает, что в каждый день человек нес с собой в среднем 78 000 вон (64 долл. США) по сравнению с 116 000 вон тремя годами ранее.
Около 40 процентов респондентов заявили, что из-за мобильных платежных платформ у них появилось ощущение, что им не нужно носить наличные.
От Samsung Pay до Kakao Pay
В Южной Корее мобильные платежные платформы облегчили процесс оплаты кредитной картой через Интернет. Различные игроки, начиная с компаний, выпускающих кредитные карты, и заканчивая производителями смартфонов, присоединились к гонке за разработку более совершенных платежных платформ.
Лидером данного направления является Samsung Electronics, которая доминирует на рынке оффлайновых мобильных платежей с момента запуска Samsung Pay в 2015 году. Согласно данным Службы финансового надзора Южной Кореи, Samsung Pay обработал около 80 процентов оффлайн-транзакций, осуществленных с помощью смартфона в прошлом году.
Одной из сильных сторон Samsung Pay является удобная платформа. Используя технологии связи ближнего радиуса действия (на англ. near-field communication) и безопасной магнитной передачи (на англ. magnetic secure transmission), она позволяет пользователям проводить транзакции, просто размещая смартфоны возле карточных терминалов.
«Пользователи никогда не вернутся на платформу, если не будут чувствовать себя комфортно при первой попытке», - сказал исполнительный директор Samsung Electronics Ким Ин Чанг на конференции, организованной FSS в прошлом году. «Потребители должны чувствовать себя непринужденно, когда они пользуются нашим сервисом».
Конкурируя с мобильной платежной системой Samsung, Kakao Pay - платформа, запущенная крупнейшим в стране сервисом мессенджеров Kakao - имеет около 40 миллионов пользователей по всей стране.
Система мобильных платежей Kakao завоевала популярность среди потребителей с момента ее коммерческого запуска в 2014 году. На прошлой неделе группа по защите прав потребителей определила Kakao Pay как наиболее популярную услугу мобильных платежей на рынке.
В опросе Корейского потребительского агентства Kakao Pay получил наивысший балл с точки зрения общей оценки приложения. Из пяти баллов Какао набрал 3,94, а Samsung Pay и NHN Payco - 3,92 и 3,90 соответственно.
Надежды высоки, но беспокойство остается
Тогда насколько близка Южная Корея к тому, чтобы стать полностью «безналичным обществом»?
В упомянутом ранее опросе BOK более половины респондентов заявили, что ожидают увидеть безналичное общество в течение 10 лет. Около 16 процентов думали, что это произойдет еще раньше, «в краткосрочной перспективе».
Отражая тенденцию, розничные гиганты расширяют количество «безналичных магазинов», где потребители могут использовать только цифровые методы оплаты. Например, более 60 процентов из 1280 кафе Starbucks в стране стали безналичными.
«Поскольку все больше людей чувствуют себя комфортно при использовании кредитных карт и мобильных платежей, мы считаем, что безналичное общество неизбежно», - говорится в сообщении, опубликованном в прошлом месяце в Сеуле.
В соответствии с этим прогнозом система мобильных платежей в стране продолжает развиваться. Согласно данным Службы финансового надзора Южной Кореи, в прошлом году через мобильные платежные системы прошли около 80 триллионов вон (66 миллиардов долларов), что на 60 процентов больше, чем годом ранее.
В то время как южнокорейские правительство и компании расширили свои безналичные услуги, ориентированные на молодых и технически подкованных потребителей, есть опасения, что инициатива «безналичного общества» может «маргинализировать» тех, у кого мало доступа к цифровым платежам.
Данные Банка Кореи за 2018 год показали, что очень немногие пожилые люди используют смартфоны для совершения цифровых платежей. Только 1,7% людей в возрасте 60 лет и 2,5% в возрасте 70 лет пользуются мобильными платежами.
«Среди пожилых людей Южной Кореи существует мнение, что цифровые платежи неудобны и ненадежны», - говорит Джу Со Хён, профессор маркетинга в Университете Ewha Womans. «Мы должны признать, что у каждого поколения свой уровень терпимости к финансовым технологиям».
Ё Джун Сок (jasonyeo@heraldcorp.com)
#herald #heraldkorea #южнаякорея #southkorea #korea #корея #технология #деньги #платежи #наличные #безналичныеплатежи #мобильныеплатежи #платежнаясистема #интернетплатеж #экономика #общество #бизнес #стартап