Найти в Дзене
киНоНостальгия

Гений гонконгского стиля. Пять азиатских шедевров Джона Ву.

Оглавление
Чоу Юньфат в фильме "Круто сваренные" (1992)
Чоу Юньфат в фильме "Круто сваренные" (1992)

Гонконгский боевик - феномен 80-90-х. Бросить вызов Голливуду на его "законной" территории - немыслимо! Но факт остается фактом - азиатские ганстерские разборки взорвали местную кассу и потеснили американские блокбастеры. Самый знаменитый автор гонконгских боевиков - Джон Ву.

Ву - типичный синефил-эстет. Обожает классический нуар, французские гангстерские фильмы 50-60-х с их культом мужской дружбы, бандитской чести и общим посылом "добром дело не кончится", Серджио Леоне и его визуальную изощренность. Добавив азиатские эмоциональность и экспрессивность, Ву создал уникальный стиль, сочетающий изысканность изображения, ураганные перестрелки, восточную жестокость и восточную же сентиментальность. Итак, пять шедевров Ву до переезда в Голливуд.

Светлое будущее/A Better Tomorrow (1986)

Чоу Юньфат в фильме "Светлое будущее" (1986)
Чоу Юньфат в фильме "Светлое будущее" (1986)

Фирменные приемы Ву уже есть в этом фильме, как и любимый актер - "китайский Ален Делон" Чоу Юньфат. Сложные отношения братьев, дружба и честь, предательство и месть. Филигранно снятая бешеная пальба, стрельба с двух рук, горы трупов, жертвы во имя мужской дружбы. Как и "Пригоршня долларов" любимого Леоне, снятое за копейки "Светлое будущее" стало блокбастером и катапультировало на звездный небосвод имена режиссера и актеров.

Светлое будущее 2/A Better Tomorrow 2 (1987)

Чоу Юньфат в фильме "Светлое будущее" (1987)
Чоу Юньфат в фильме "Светлое будущее" (1987)

После огромного успеха первого фильма, вскоре вышел сиквел. Чоу Юньфат стал большой звездой в Азии, и был "оживлен" несмотря на гибель его персонажа. У погибшего нашелся брат-близнец в далекой Америке. Бюджет вырос - а значит стало еще больше перестрелок с рекордным количеством "трупов" и гипертрофированной жесткостью боевых сцен. Апофеоз - финальная разборка в штаб-квартире мафии, побоище с применением всех средств вплоть до самурайских мечей.

Наемный убийца/The Killer (1989)

Кадр из фильма "Наемный убийца" (1989)
Кадр из фильма "Наемный убийца" (1989)

Самый "нуарный" фильм Ву. История взаимоотношений меланхоличного киллера с кодексом чести и бескомпромиссного полицейского с нестандартными методами. Сентиментальная история о чести и долге, неизбежном роке в обрамлении феерических кровавых разборок. Совестливый убийца и крутой коп объединяют силы против подлинного зла - но счастливый конец в настоящем нуаре не возможен.

Пуля в голове/Bullet in the Head (1990)

Кадр из фильма "Пуля в голове" (1990)
Кадр из фильма "Пуля в голове" (1990)

Ву отвлекся от мафиозных войн и снял эпическую историю дружбы, верности, предательства и мести, происходящую в 1967-м в охваченном беспорядками Гонконге и пылающем Вьетнаме. Дружба трех друзей подвергается суровым испытаниям - и заканчивается трагически. "Пуля в голове" напоминает "Однажды в Америке" - только в формате яростного азиатского боевика с эпической стрельбой и кровавыми расправами.

Круто сваренные/Hard Boiled (1992)

Кадр из фильма "Круто сваренные" (1992)
Кадр из фильма "Круто сваренные" (1992)

Апофеоз гонконгской карьеры Ву. Снова вместе звезды "Наемного убийцы" - крутой коп Чоу Юньфат и агент под прикрытием Тони Люн. Кульминация боевика - невероятная даже по стандартам Ву сцена в захваченной гангстерами больнице. Этот бой - как фильм в фильме, эпическое побоище. Рекордное по длительности сцены, по количеству стрельбы и трупов на экране, по изощренному мастерству постановки - некоторые долгие куски снимались одним планом, без монтажных склеек. И это в те времена, когда компьютер еще не "помогал" исправить изображение!

Кадр из фильма "Светлое завтра" (1987)
Кадр из фильма "Светлое завтра" (1987)
Этот кадр ничего не напоминает? Да! И Голливуд в целом, и Тарантино многое почерпнули из стилистики гонконгских боевиков. Лучшие режиссеры Гонконга почти без исключения - отправились за океан покорять "фабрику грез". Но ни один не превзошел в Америке яростной и мощной энергетики своих работ на родине.