Катя торопится на работу, быстро идёт к метро. День красивый и солнечный, и всё хорошо. Но она вдруг понимает, что раздражена. Почему, если ничего не случилось?
Негативные чувства и эмоции возникают в нас не потому, что другой человек сказал или сделал что-то. И не потому, что произошли сложные ситуации, неприятные события. А потому, что у нас какая-то потребность оказалась не удовлетворенной.
Какая же наша потребность «задета» в каждом конкретном случае? Тут эксперты только мы сами. Никто другой не может определить нашу потребность так же точно.
Для Кати оказалась неудовлетворённой её потребность "жить в своём ритме". Она любит ходить медленно, разглядывая небо, деревья, наслаждаясь миром вокруг. Не любит спешить.
Когда через реакцию на ситуации жизни, на слова и поступки других людей мы научимся определять важные для нас потребности, то сможем увидеть, как позаботиться о себе.
Так, Катя может научиться выходить из дома на 10 минут раньше, чтобы идти спокойно.
Распознавать, понимать свои потребности — одна из основ метода ненасильственного общения.
«Всё время смотреть на свои желания? Это же неправильно, это эгоизм!» — могут возмутиться некоторые из нас.
Давайте проверим!
Эгоизм — такое поведение, когда мы всегда или почти всегда ставим свои интересы выше интересов других. Когда наши действия определяются собственной выгодой.
Однако в ненасильственном общении мы учимся заботиться о тех, с кем мы сейчас.
Вначале учимся брать ответственность за свои чувства и эмоции, не перекладывая эту ответственность на окружающих, на близких: "Если ты не ляжешь спать сейчас же, мы с папой снова поссоримся!"
На следующем этапе мы учимся быть во внимании к потребностям других, уточняя, в чём они нуждаются. Чтобы затем находить решение, которое подходит каждой из сторон.
Таким образом, мы заботимся о том, чтобы не обвинять других и не манипулировать. Мы заботимся о том, чтобы беречь и ценить всех тех, с кем нас знакомит жизнь.
Хорошие отношения – это в конечном итоге хорошая жизнь.