С первого раза на "Непобедимого" я в 1983-году не попал. Немногие советские ленты начала 80-х собирали переполненные залы, и ажиотаж легко понять - это был первый советский фильм о боевых искусствах. В параллельной вселенной дрались Брюс Ли и Чак Норрис, но в СССР их боевики не показывали, так что за всех "отдувался" Андрей Ростоцкий в роли Хромова, прототипом которого стал создатель самбо Харлампиев.
"Непобедимый" - крепкий боевик, удачно соединивший экзотический антураж советского вестерна о басмачах и боевые искусства. 20-е годы, Хромов путешествует по Средней Азии, изучая приемы традиционной восточной борьбы. Ему предстоит не только участвовать в борцовских турнирах, но и вступить в схватку с главарем басмачей и его бандой.
Что выгодно отличает "Непобедимого" от других martial arts боевиков - это его реализм. Харизматичный и спортивный Ростоцкий убедителен в роли мастера рукопашного боя. Его герой не преодолевает гравитацию и не раскидывает в одиночку десяток противников. Драки "Непобедимого" - это настоящие рукопашные схватки, а не цирковые номера.
В "Непобедимом" при этом есть все элементы классического сюжета о боевых искусствах. Экзотика Востока, борцовский турнир, мудрый учитель со своими методами тренировок. И, конечно, финальная схватка одетого в белое Хромова и злодея-убийцы в черном на вершине горного утеса!
"Непобедимый" - образец органичного переноса чужого жанра на "родную" знакомую почву. Заимствовать лучшее, а не слепо копировать - сегодняшним кинодеятелям полезно поучиться у этого фильма, прежде чем снимать очередную кальку Голливуда.
Зрители это оценят.