Летом 2019 года официально открылся новый аэропорт Неом Бэй, как часть самого амбициозного и самого дорогого проекта современности – инновационного мега-города Неом в Саудовской Аравии, общий бюджет проекта около $500 млрд.
Невозможное возможно
И по-прежнему мало кто из специалистов верит в реальность быстрого создания уникального города будущего Неом. Громадный бюджет в $500 млрд считается вполне посильным для богатой Саудовской Аравии, инновационная застройка пустынных площадей на берегу Красного моря размером более 26 тыс. кв. км также не вызывает особых сомнений. А вот возможность практической реализации всех самых передовых технологий в краткие сроки кажется большинству экспертов невозможной. Некоторые критики неофициально заявляют, что «концепция города будущего похожа на восторженное впечатление подростка после посещения передовой научно-технической выставки».
Прошло почти два года после торжественной презентации суперпроекта футуристического Неома и уже появились первые конкретные результаты, может и не такие впечатляющие, как ожидалось.
Летом 2019 года завершилось строительство первого этапа нового аэропорта Неом Бэй, который уже принимает два раза в неделю первые коммерческие рейсы. Высокотехнологичный комплекс первым в регионе полностью оборудован аппаратурой с поддержкой скоростной сети 5G.
Этим же летом крупная американская многонациональная инжиниринговая фирма AECOM заключила многолетний контракт на оказание консультационных услуг по управлению проектами для реализации первой фазы строительства Неома.
Первый этап создания города будущего формально должен завершиться в 2021-2025 годах. Он включает в себя строительство множества гостиниц, торговых и развлекательных центров со всей необходимой инфраструктурой в районе деревень Хурайба и Шарма. Несмотря на прямую конкуренцию со стороны всемирно известного египетского курорта Шарм-эль-Шейх, расположенного на другой стороне Красного моря, разработчики Неома уверены в успехе нового инновационного центра отдыха и туризма.
Второй этап строительства Неома направлен на создание научно-промышленного города в пустыне на основе самых передовых технологий. Пока не совсем ясно, будет ли строящаяся на первом этапе зона отдыха такой же высокотехнологичной, как и остальные запланированные регионы Неома. На сегодняшний день в городе будущего разработчики концепции обещают реализовать:
- полную энергетическую независимость на основе альтернативных источников энергии, в первую очередь будет развиваться солнечная и ветровая энергетика;
- только беспилотный транспорт, в том числе и летающие такси;
- высшую степень роботизации – роботы-полицейские, роботы-врачи, роботы-уборщики, автоматические фабрики и заводы;
- управление климатом – над безжизненной пустыней появятся искусственные облака, которые обеспечат дождь и орошение земли;
- полная безопасность всех жителей и гостей города на основе искусственного интеллекта, камер наблюдения и летающих дронов.
Естественно, что это не полный перечень ожидаемых «технологических чудес» в Неоме. Из интересного – на пляжах должен появится уникальный «светящийся в темноте песок», а гигантская искусственная луна будет освещать огромную территорию. Весь регион получит новые законы для более комфортной жизни людей, в том числе будет впервые разрешен алкоголь на территории Саудовской Аравии.
Амбициозные планы направлены на привлечение со всего мира лучших ученых и передовых разработчиков. Основными секторами экономики станут робототехника, энергетика, биотехнологии, пищевая промышленность, информационные технологии. На первом плане также будет индустрия развлечений, отдыха и туризма.
Несмотря на объективные сложности, проект глобальный Neom продолжает развиваться, согласно последним публикациям начинается отселение из этого региона около 20 тыс. местных жителей, которые после переквалификации смогут найти работу в городе будущего. На морском побережье появляются банкоматы и поликлиники, строятся больницы, развивается инфраструктура. Увеличивающийся приток рабочих и инженеров поднял цены на аренду в этом регионе и оставшиеся местные жители находятся в состоянии «ожидания невиданного будущего».