Найти тему
Женя Васильевв

КРИЗИС ЭКОНОМИКИ КАК КОНЕЦ ЭПОХИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Странное поветрие охватило наше поколение.

Вспоминаю 90-е годы. Тогда у моих сверстников в голове преобладали квартиры, евроремонты, мебели, шкафы, автомобили, заграничные курорты, рестораны, фитнесы. Новый мир потребления поманил и увлек за собой миллионы рыцарей консюмеризма. Нынче позорная стезя офис-менеджера и связанная с нею корпоративная этика, высокая получка представлялась тогда заманчивой дорогой в грядущее.

Материальная гонка началась где-то в 1992-93. Мы веселой гурьбой рванули со старта. “К успеху” некоторые пришли еще при Ельцине-Кучме в 1997-м, потом чуть задержались в 1999-2000-м, и уже толпой полетели наверх при раннем Путине. К 2005-му обзавелись всем тем, о чем мечталось в 90-е. Кто не купил старый БМВ в 90-х, тот купил новый Форд Фокус в нулевых. В общем наездились по Египтам, закупили норковых полушубков и спустили в унитаз суши и фуагра.

Нашему поколению повезло в том, что оно успело приобрести жилье сравнительно дешевое жилье в конце 90-х, в начале 2000-х, зато не повезло в другом - его почти целиком загребли в армию из-за демографической ямы. В целом повезло больше даже, чем нынешним 45-50-тилетним. С одной стороны, 45-50 летние приватизировали страну. С другой стороны, им пришлось делать вираж на дикой скорости. Они массово бросали офицерство, науку, НИИ. Многие из них к 1990-му были капитанами, начальниками, а в 1995 стали охранниками, подчиненными у молодых и резких. Многие так и не смогли пережить перемен, спились и даже умерли.

А мы, родившиеся в самом конце 60-х в начале 70-х, начинали с нуля. Мы не участвовали в приватизации, не стали владельцами заводов, пароходов, но и не спивались, не сломались в своей массе. Мы не знали иного, не успели увидеть иной взрослой жизни. Поэтому не успели ничего потерять. Мы составили собой класс псевдо-европейских обывателей: переводчиков, специалистов по логистике, мелкие буржуа, ловких коммерсантов и журналистов. Многие, кстати, уехали в начале 90-х за границу. По данным Березина и Госкомстата 45-50 летние - самое богатое поколение в России. Наше мировоззрение - самое правые в России. Если и остались сейчас буржуазные либералы, то почти все они сосредоточены в возрастной группе 45-50 летних.

Начиная с 2008 года с моими ровесниками стало творится что-то странное. Видимо, наелись. Погоня за приобретениями вдруг прекратилась. Полностью сменился “дискурс”. Прекратились беседы о машинах, Антальях, ресторанах. Сейчас почти у всех все есть. Кичится богатством стало некомильфо.

Воцарилась тоска об ином. Особенно у мужиков. Дамы поспокойнее. Сейчас все мечтают о “жизни”. Люди кидают банки с зарплатой 4000 евро, уходят в профессора на кафедру, уезжают надолго заграницу и бездельничают на старые запасы, бросают старых жен, берут новых, переезжают из больших квартир в маленькие. Большую сдают. Одни и те же люди пересели с БМВ, Мерседесов, “Джипов Чероки” на Ниссан Ноуты, Хонды СРВ, Тойоты Авенсисы. Если раньше, кривили рот от непрестижной марки, то сейчас - ездит, да и ладно.

Вместо денег, приобретений, карьеры, увлекаются нынче почти всем на свете! И Индией, и персидской поэзией, и православием, музыкой, язычеством, национализмом, кино, эко-феминизмом, фен-шуем, фотокарточками, раскопками, тюленями, оленями и интернет-сообществами. Кстати, снова все стали дружить. Одно время казалось энтропия рассыпала наше поколение. А тут вдруг все подружились! Одноклассницы, интернет-форумы, которые заканчиваются “развиртуализацией”.

Новейшее время стало напоминать горбачевское. Бунтарство снова вошло в моду, не скорее не у нашего поколения, а вообще в обществе. Здесь мы уже идем в фарватере моды. Правда в 80-е бунтарство было правое, то сейчас – левое. Если тогда в фаворе было “Собачье сердце”, то сейчас вариации “Бойцовского клуба”. Тогда в 1985-1990-м деньги не имели никакого полового значения. Тогда тоже в чести были различные грани духовного. Кто увлекался учебой, языками, кто отчаянным разгильдяйством, рок-культурой, кто любовью, дружбой и приключениями.

Хотя это для нас было скорее данью молодости.

И вдруг отметил для себя, что где-то с середины 2008 года я совсем мало стал интересоваться деньгами. И мне подумалось: может кризис в мире возник еще и потому, что ПОТРЕБИТЕЛЬ стал вырождаться, особенно новый потребитель в Восточной Европе, Бразилии, Мексике. Он, этот новый потребитель и подтолкнул экономику мира в свое время, дал ей некоторую перспективу. Рынок тех же автомобилей Восточной Европой приумножался в основном.

Если столько народу уже не ищет больших денег, не жаждет больше делать карьеру, а хочет чесать пузо за умеренную ренту, искать смысла жизни, то в какой-то момент накопилось критическое число лентяев и дауншифтеров, которое и придушило мировую экономику.